Сопротивление в коучинге
Сопротивление в коучинге: варианты, причины и технологии утилизация.
Нередко коуч, работая с клиентом, ощущает сопротивление. Все тоже самое у меня случается во время тренингов, бизнес – консультаций, проведения фасилитации, психотерапии, в продажах и переговорах. Похоже, людям нравится сопротивляться, это одно из человеческих качеств, которое основано на психологической защите, когда нарушаются границы личности.
Это как говорится, универсальная тема коммуникаций, но везде есть своя специфика, которую мы должны понимать. Но я сейчас поговорю о сопротивлении только в коучинге.
В результате сопротивления в коучинге тормозится процесс решения проблем, движения к цели. Клиент как бы топчется на месте, домашние задания не выполняются, очевидных результатов нет.
Какие бывают варианты сопротивления? А их целая палитра. Я выделяю следующие варианты на основании своего опыта.
- Избегание. Клиент часто опаздывает, переносит встречи, избегает встреч, прерывает коучинг без уважительной причины. На сессиях демонстрирует скуку.
- Молчание в процессе сессии клиент погружен в себя, формально отвечает на вопросы и сам вопросы не задает. Нет вовлеченности в процесс коучинга.
- Многословие, клиент с удовольствием ведет разговор на самые разные темы, уходя от темы сессии. Время идет, а клиента очень трудно вернуть к обсуждаемой проблеме, да он и не спешит возвращаться.
- Юмор, как вариант сопротивления. Много шуток, доходящих до сарказма, цитат, метафор, анекдотов, случаев, но не обсуждается сама тема коучинга.
- Агрессия. Клиент напряжен, раздражителен, есть признаки скрытой или открытой конфронтация по отношению к коучу, негативные высказывания в адрес самой сессии и коуча, споры не по-существу.
- Позиция жертвы. Клиент уверяет, что проблему, ситуацию решить невозможно. Как причины этого приводится наследственность, воспитание, среда, члены семьи, начальство, кризис и пандемия в стране.
Но главное, нет вовлеченности, интереса к процессу получения результата.
Какие бывают причины сопротивления у клиента.
- Страх открыться, боязнь критики, получить удар по самооценке, показать свои слабые стороны, свои неудачи. Люди боятся получить реальную обратную связь.
- Страх потерять свой статус и имидж.
- Страх изменений, смены убеждений, отказа от прежних привычек, старых алгоритмов поведения.
- Желание доминировать, командовать, управлять процессом коучинга и коучем.
- Личность коуча не вызывает доверия. Как говорится, нет «химии» в отношениях.
- Коучинг проходит по приказу сверху. У самого клиента нет желания и потребности проходить коучинг.
- Психопатические черты характера клиента: склонность к манипуляции, нарцисизм, подозрительность паранойяльность. Мрачная триада.
- Кризисные ситуации в жизни клиента: смерть близких, проблемы со здоровьем, развод, финансовые проблемы, проблемы на работе.
- Коуч не создал психологически комфортное пространство для проведения коучинга, не выстроил рапорт, не выявил ключевую проблему.
Как утилизировать сопротивление?
Далеко не всегда возможно утилизировать сопротивление. Очень многое зависит от самого клиента. Иногда имеет смысл отпустить клиента и разобраться в ситуации и самом себе. Вот здесь и нужно прохождение супервизии для коуча.
Но если мы решили продолжить работу с клиентом, то есть следующая стратегия:
- озвучить, что у клиента есть сопротивление.
- попросить клиента рассказать о причинах, если клиент готов идти на контакт.
- обсудить эти причины и варианты решения проблемы сопротивления.
В случае молчания клиента искать темы интересные темы клиенту и начинать работу с их обсуждения.
Если клиент чрезмерно многословен и уходит от темы, ссылаться на регламент сессии и ограниченный временной ресурс.
Что делать с юмором в качестве сопротивления? Оценить качества юмора и предложить клиенту продолжить обсуждение темы сессии. Можно, присоединившись к клиенту, поюморить, а потом перейти к работе. В варианте агрессии основное правило: дать клиенту высказаться начистоту, выложить все свои возражения. Это в ваших интересах – скрытое недовольство позднее будет лишь вредить коучингу. Отвечать на ясные и обоснованные возражения легко. Надо лишь профессионально во всем разобраться, или воспользоваться специальным алгоритмом, когда возражение не совсем понятно.
Алгоритм утилизации возражений состоит из шести шагов:
- Внимательно выслушать возражение клиента, используя техники активного слушания.
- Полностью или частично согласиться не с самим возражением, а с озабоченностью, тревогой, недовольством, опасениями человека. Иногда самому повторить его возражение, перефразируя его.
- Задать уточняющие вопросы, чтобы собрать недостающую информацию, уточнить суть претензий, проблемы, прояснить ситуацию.
- Привести свои аргументы. Снять у клиента тревогу, недовольство, непонимание ситуации.
- Предложить альтернативные варианты работы, если возражение обоснованное.
- Спросить: «Я ответил на ваше возражение, вы получили всю необходимую информацию?»
Бывает, что на сопротивление клиента у самого коуча появляется сопротивление к клиенту и границы поля комфорта для проведения коучинга нарушаются. Тогда самому коучу нужно поработать со своим сопротивле-нием или в режиме самокоучинга, или с помощью ментора.
Для лучшего понимания механизмов сопротивления и что с ними делать, коучу имеет смысл провести диалог со своим мозгом – самокоучинг, задавая себе следующие вопросы:
- В каких ситуациях у меня бывает сопротивление?
- Какие варианты сопротивления присущи мне?
- Какие причины моего сопротивления?
- Как естественно сопротивление исчезает?
Что мне помогает преодолеть внутреннее сопротивление?
Есть отличный прием преодоления внутреннего сопротивления: Смена позиции восприятия, а их всего четыре.
- Первая позиция – ваше восприятие клиента.
- Вторая позиция – посмотри на ситуацию глазами клиента.
- Третья позиция - посмотри на вашу ситуацию общения с клиентом со стороны, «Вид с балкона».
- Четвертая позиция – со стороны временной оси, на фоне всех текущих событий.
Для снятия сопротивления помогает техника «Анализ проекции»: Вам что-то не нравится в человеке, подумайте, нет ли этих качеств у вас.
Неплохо работают приемы работы с кинестетикой при работе с сопротивлением: смена позы, внутренние жесты, смена параметров голоса.
Выявление мышечных зажимов, чувства напряжения дискомфорта в процессе коучинга, помогут утилизировать сопротивление. Здесь неплохо работают инструменты процессуального подхода Арнольда Минделла.
Резюме: сопротивлением нужно и можно работать, зная причины и техники утилизации сопротивления. Важно и самому коучу уметь выявлять у себя сопротивления и утилизировать их.