Эмоциональный интеллект - важнейший ресурс для руководителя
Поделюсь свом опытом проведенных тренингов по развитию эмоционального интеллекта. Если руководитель обладает высоким эмоциональным интеллектом,то и результат работы руководителя высокий. Теперь попробуем разобраться, какие именно умения, компетенции, навыки наиболее важны для российских управленцев.
Я регулярно провожу тренинги «Стресс-менеджмент», «Эмоциональный интеллект руководителя», «Драйв-менеджмент», «Волевой интеллект руководителя» и делаю опросы: какие эмоциональные состояния, чувства, навыки и компетенции особенно нужны сегодня для карьерного роста руководителей, эффективного управления компаниями и ведения бизнеса в России. В опросах принимали участие генеральные директора, топ-менеджеры, владельцы собственных компаний. Перечислю проблемы с эмоциональным интеллектом у участников тренингов в порядке убывания их значимости.
- Постоянное чувство напряжения, раздражения и гнева
- Неумение переключиться с работы на семью, после возвращения домой
- Периодическое чувство тревоги, переходящее в состояние уныния, безысходности
- Отсутствие чувства радости, удовлетворенности на работе
- Нехватка состояния уверенности, внутренней силы, веры в себя
- Чувство постоянной усталости, апатии, безразличия
- Неумение диагностировать эмоциональные состояния ключевых сотрудников
- Непонимание их глубоких интересов
- Неумение эффективно управлять сотрудниками
- Неумение мотивировать сотрудников на выполнение срочных и важных поручений
- Неумение поддерживать позитивный психологический климат в команде
Как видно спектр проблем достаточно широк, но стереотипен для этого контингента людей. Многие из них подобрали или подбирают психотехники, позволяющие контролировать некоторые свои эмоции и чувства. Кто-то уже проходил тренинги по управлению эмоциями, но у них не было стройной картины развития эмоционального интеллекта и оптимального арсенала психотехнических приемов по управлению как своими эмоциями и чувствами, так и эмоциями и чувствами сотрудников.
Среди выделенных ими нужных навыков и компетенций были отмечены следующие:
- постановка цели и упорство в достижении поставленных целей;
- управление стрессом и снятие напряжения и раздражения в течение рабочего дня;
- управление унынием и подавленностью, которые возникают в результате ошибок и неудач
- уверенность и решительность, вера в себя;
- умение усиливать переживания радости;
- сохранение спокойствия в сложных и экстренных ситуациях;
- управление рисками;
- преодоление барьера тревоги и страха.
Руководители считают приоритетным в отношении распознавания, диагностики и управления эмоциями и чувствами сотрудников следущее:
- мотивация сотрудников и поддержание позитивной атмосферы в коллективе;
- подъем уверенности в себе и активности, самостоятельности у сотрудников;
- желание у сотрудников с максимальной отдачей трудиться над проектом;
- разрешение конфликтов и пресечение интриг;
- способность распознавать заинтересованность/незаинтересованность сотрудников в работе;
- выявление лжи и диагностирование ее симптомы;
- определение настроения и наличия мотивации персонала, их преданности компании;
- определение скрытых мотивов (интересов) сотрудников;
- утилизация стресса и разрешение критических ситуации;
- выстраивание доверительных отношений с партнерами по бизнесу (клиентами, заказчиками).
Что касается прохождения самих тренингов. Результат опроса руководителей показал, что многие из них рассматривают эмоциональный интеллект как важный ресурс в эффективном управлении персоналом и считают необходимым обучение на тренинге «Эмоциональный интеллект руководителя».
Для участников тренинга важно сбалансированное сочетание практических упражнений, ролевых игр и кейсов для отработки навыков управления собственными эмоциями и эмоциями сотрудников.
Живой интерес вызывает разбор конкретных ситуаций на работе и варианты их решений.
Руководителей прежде интересуют причины возникновения негативных эмоций, таких как напряжение, раздражение, гнев, немотивированная тревога, уныние, мешающих личной эффективности руководителя и управлению персоналом. Люди хотят научиться тактической работе с негативными эмоциями, но и профилактике причин их появления.
Среди основных причин негативных, астенических эмоций могут быть особенности психологического климата в компании, чрезмерная перегруженность работой, наличие в компании людей умеющих провоцировать конфликты, неумение выстроить приоритеты своей деятельности и наладить полноценный отдых с учетом их психофизиологических особенностей.
Мой опыт показывает, необходимость тестирования EQ до и после тренинга. Для этого я использую американскую диагностическую систему PDA, которая анализирует динамику личностного развития. Система проста в использовании, быстро проводит диагностику и выдает подробные достоверные и конкретные отчеты. Система оценивает как личностные профили, так и батарею управленческих компетенций.
В отличие от других подобных диагностических систем PDA определяет зоны роста личностного и профессионального развития, а также систему соответствующих мотивационных мероприятий.
Обучение на тренинге по программе «Эмоциональный интеллект руководителя» великолепно сочетается с моими программами эмоциональный коучинг и коучинг управления персоналом, а результаты оценки системой PDA дают для этоготличный материал, как для тактических, так и для стратегических сессий, анализ осей экстраверсии, выдержки, самоконтроля.
Как видно, многие руководители считают эмоциональный интеллект важным ресурсом в эффективном управлении персоналом и считают необходимым проходить тренинг «Эмоциональный интеллект руководителя»
Учитесь, развивайте свой эмоциональный интеллект и добивайтесь успехов в руководстве персоналом!