Подготовка к переговорам
Не секрет, что переговоры выигрывает тот, кто имеет лучшие позиции в бизнесе. Тот, у кого есть масса других сделок. Их позиция надежно укреплена. А потому «запасной вариант» стоит всегда готовить заранее.
Поэтому, прежде чем идти на переговоры, необходимо четко оценить позицию другой стороны. Следует промониторить рынок, узнать, какие существуют цены, проанализировать свои сильные и слабые стороны. Данные вопросы лучше заранее обсудить с компаньонами или знающими людьми. Расплывчатые аргументы, не попадающие в «зону ожидания» на переговорах не дают никакого эффекта.
На тренингах по проведению переговоров, обсуждая процесс подготовки, Игорь Вагин расписывает специальную таблицу «Сила позиции». Используя опыт друг друга учащиеся понимают сильные позиции.
Как правило, можно выделить следующие:
- Монополист вы в данном вопросе ? Монополизм в определенной области неизменно усиливает вашу позицию.
- Чем выше ваш статус, тем выше шанс выиграть переговоры.
- Насколько ярок и эксклюзивен ваш продукт?
- Какую компанию вы представляете?
- Развиты ли ваши практические навыки переговорщика?
- Насколько вы готовы к проведению этих переговоров? Успешно ли проведена сделан анализ интересов другой стороны?
- Насколько хорошо вы знаете сильные и слабые стороны позиции оппонента?
- Насколько вы уверены в своих силах?
Как показывает мой опыт, в разных городах определенные нюансы переговоров могут отличаться, но значимость силы позиции сохраняется везде и всегда. Впрочем, обеспечить себе сильную позицию – еще недостаточно. Важно ясно и конкретно ее сформулировать. Здесь есть определенные тонкости. Если ваша позиция во более сильная, то не стоит давить на оппонента, добром вы добьетесь нужных условий куда быстрее. Если же ваша позиция слабовата – то нужно блефовать. И это нормально. Только блеф нужноотличать от лжи: вы можете позволить себе на словах слегка преувеличить собственные возможности, но никогда не обещайте того, чего выполнить не сумеете по определению.
Пропишите четкий план ваших шагов, которые придется сделать, если соглашение не удастся. Составьте список всех возможных вариантов. Оцените каждую из возможностей. Насколько они реальны? Наконец, выберите наилучшую. Не дожидаясь возможного провала, заранее проверьте, практичен ли выбранный вами вариант. Скажем, если наладить отношения с начальником не получится, вы уверены, что всегда сможете найти новую работу. Но заняться поиском можно уже сейчас, чтобы хотя бы представлять насколько это просто или сложно.
Помните, что избрав ту или иную альтернативу во время переговоров, не следует чересчур сильно ее придерживаться. Если продавец на рынке видит, что покупатель заинтересован в сделке, то он поднимет цену. Точно также, если клиент замечает, как продавцу нужно сбыть товар, он выпросит его продать по дешевке.
Замечательно! Есть лишь одно «но»: у вашего будущего собеседника тоже наверняка имеются определенные перспективы и альтернативы. Попытайтесь понять, какие именно, используя доступную вам информацию. Помните: ваш вариант должен быть обсонованным. Никаких «приблизительных» набросков! Нужно иметь в виду конкретного партнера или фирму, которую также заинтересовало бы ваше предложение. Тогда вы сможете прийти на переговоры с гордо поднятой головой и ничего не бояться. А при случае указать оппоненту, что его собственный «запасной вариант» вовсе не так хорош, как ему кажется.