Баннер Вагин
Тренинги и коучинг30 лет опыт

Переговоры и презентации. Эмоциональный интеллект.
Уверенность и самооценка.
Стрессоустойчивость.
Лидер и команда.
Личная эффективность.

  • Автор 55 книг по бизнес-психологии тиражом 15 млн.

  • технологии в корпоративном обучении.

  • Лидирует в топ-10 бизнес-тренеров России.

Когда не нужно отвечать на вопросы собеседника

12.12.2020
Переговоры, Публичные выступления, Продажи

Когда категорически не нужно отвечать на вопросы собеседника?

"Не пускайте, кого попало к себе в душу, Это не общественный туалет"

А вы заметили, что миллиардеры очень редко дают интервью журналистам и не бегают по ток шоу. А им есть что сказать. Как вы думаете, почему?

Адвокаты говорят: « НЕ отвечайте на вопросы следователя, не получив инструктаж адвоката» Но многие забывают об этом и попадают в сложные ситуации.

На всех тренингах по коммуникации участников натаскивают, как задавать вопросы.

Учат продавцов, переговорщиков, ораторов, следователей, разведчиков-шпионов, психологов самоучек, диких коучей задавать вопросы, чтобы привлечь внимание, вовлечь в разговор, скачать нужную информацию, а потом использовать себе во благо, продать что-то, или просто покопаться в твоей душе. Поискать скелеты в вашем шкафу.

Помните, кто задает вопросы, тот и доминирует в разговоре. Он ведет беседу, он контролирует процесс общения, он ведет разговор к своей цели.

Недаром следователи вещают: «В этом кабинете вопросы буду задавать я»

Журналисты во время интервью почему-то сами не торопятся отвечать на вопросы собеседника. Часто вы видели, чтобы на вопросы отвечали Познер, Киселев, Соловьев во время их интервью?

Существуют целые отработанные алгоритмы задавания вопросов у следователей, шпионов, журналистов, эйчаров например, стресс интервью, структурированное интервью, проблемное интервью.

А всегда ли нужно отвечать на вопросы собеседника?

Поэтому в некоторых случаях лучше не отвечать на вопросы, чтобы не навредить себе или отвечать вопросом на вопрос. Например, в случае, когда обращаются с явной провокацией:

  • Эй, ты кто такой?
  • А ты кто такой, чтобы спрашивать?
  • Почему вы так со мной разговариваете?
  • А почему я обязан отчитываться перед вами?
  • А вы меня будете учить?

Когда следует не спешить отвечать на вопросы?

  • Если спрашивают очевидную глупость или говорит банальности.
  • Если вас стараются спровоцировать, затянуть в конфликт.
  • Общение со следователями, не спешить отвечать и лучше это делать в присутствии вашего адвоката.
  • Общение с журналистами, когда обсуждаются интимные, скользкие темы. Журналисты могут исказить ваши ответы, чтобы хайпануть.
  • Общение с руководителями, чиновниками, психологами, коучами, которые нарушают ваши личностные границы.
  • Общение с людьми, которые упорно стараются навязать вам свое общение и «лезут к вам в душу».
  • Общение с продавцами, которые упорно хотят вам что-то продать. Как правило, они используют разные системы вопросов SPIN, воронка вопросов, открытые вопросы, косвенные вопросы, вопросы капканы.
  • Общение с теми, кто принимает вас на работу. Нужно быть осторожным, не всю информацию о себе вы должны сообщать другому.
  • Общение со спорщиками по жизни. Зачем тратить время и энергию/
  • Общение с демагогами, если они хотят развязать ненужную вам дискуссию.
  • Если собеседник хочет получить от вас нужную ему информацию, ничего не давая взамен, во время переговоров.

Не нужно спешить с ответами, когда вас мотивируют на подвиги или хотят сделать из вас виноватого, жертву.

  • Ты почему нас подставляешь?
  • Как ты умудрился так накосячить?
  • Тебе не стыдно?

Совет: задавайте уточняющие вопросы, снижайте значимость претензий, переводите стрелки. Иногда лучше вообще не отвечать на вопросы, хотя это может со стороны показаться и невежливым.

Есть целая серия приемов, как не отвечать на вопросы. Как делают сотрудники ФСБ на брифинге:

  • без комментариев;
  • это закрытая информация;
  • гриф секретности;
  • это ноу-хау;
  • это провокационный вопрос;
  • зачем вы меня провоцируете?

Уточнить, зачем человеку эта информация:

  • С какой целью вы спрашиваете?
  • Зачем вам эта информация?
  • Почему я должен отвечать на ваши вопросы?

Довести до абсурда вопрос:

  • Вы воровали в детстве?
  • В детстве я ещё и мочился.
  • А почему так плохо выглядишь?
  • А ты врач? Ты мне помочь хочешь или просто так спрашиваешь?

Отфутболить вопрос задающему:

  • А как вы бы ответили на свой вопрос?
  • Вы считаете этот вопрос корректным?
  • Почему вы пытаетесь мной манипулировать?
  • Наконец просто промолчать, якобы не услышав вопрос.

Перевести вопрос на другую тему.

  • Да вы не о том спрашиваете. А я вам сейчас скажу главное!
  • Кстати, я вспомнил один любопытный случай…

Но не все так просто. Бывают ситуации, когда эти техники лучше не использовать. У вашего собеседника позиции сильнее, чем у вас. Например, это ваш начальник или человек, от которого вы зависите и боитесь испортить с ним отношения.

Не играйте по чужим правилам. Лучше играйте по своим.

Более подробно это изложено в моей книге: «Как поставить собеседника» и тщательно прорабатывается на тренинге: «Как поставить собеседника на место»

Поделиться:

Подпишитесь на полезные материалы для карьеры и бизнеса