Каноны делегирования
Соглашаясь с делегированием в теории, на деле многие руководители на этом этапе испытывают тревогу и еще и по другой причине. Если получивший задание сотрудник нанесет фирме ущерб, спросят не столько с него, сколько с руководителя. Поясните: соблюдая определенную «технику безопасности», можно достаточно надежно обезопасить себя от любых неожиданностей. В частности важно знать, какие вещи делегировать можно, а какие – нет:
МОЖНО ДЕЛЕГИРОВАТЬ:
- решение рутинных вопросов;
- участие в совещаниях и конференциях;
- то, что сам сотрудник любит делать (и к чему готов профессионально);
- специальные поручения;
- распространение информации;
- поддержание контактов с клиентами;
- задачи, выполнение которых требует значительного времени.
НЕЛЬЗЯ ДЕЛЕГИРОВАТЬ:
- планирование основных проектов (работы отдела в целом);
- подбор команды исполнителей проекта (сотрудников в отдел);
- контроль исполнения поручений (контроль за работой команды или отдельных сотрудников);
- мотивацию и награждение других сотрудников;
- оценку работы других сотрудников;
- контроль отчета о проделанной работе (выполненном проекте).
Если руководитель готов перепоручить одно из «безопасных» заданий, встает вопрос: кому именно? Надо знать три основные составляющие:
- Насколько сложно задание?
- Насколько компетентен тот или иной сотрудник?
- Насколько хорошо этот сотрудник мотивирован?
Да, существуют задачи высокого уровня сложности, на которые у подчиненных вполне может не хватить компетентности (навыков, знаний и умений). Значит, за них должен взяться сам руководитель. Но задачи среднего и низкого уровня сложности уже вполне можно распределять, в зависимости от качеств подчиненных. Естественно, если сотрудник «подкован» для выполнения задания, он сделает работу быстро и эффективно (да и руководителю почти не придется тратить время, разъясняя, что к чему).
Но бывает и другая ситуация. Сразу ясно, что компетентности у подчиненного не хватит, и на определенном этапе он все равно придет к руководителю за помощью. Однако сотрудник все равно жаждет взяться за дело и показать, на что он способен. Как быть? В конце концов, для подчиненного – это единственная возможность вырасти в профессиональном плане. Поэтому, если срочность и качество в данной ситуации не главное – стоит дать сотруднику шанс. Даже потраченное на него время работы менеджера позднее окупится – как эффективная инвестиция в профессиональное развитие подчиненного. К тому же, такие сложные задания - «вызовы» усиливают интерес сотрудников к работе, да и вообще укрепляют боевой дух отдела. Конечно, риск крупного провала сохраняется всегда – но подобные издержки неизбежны.