Как сделать тренинг переговоров более эффективным
За последние годы рынок тренингов по переговорам быстро меняется, как и вообще рынок профессионального обучения. Становится более придирчивая аудитория – как заказчики тренингов, так и сами участники. Клиенты уже прочитали десятки книг, прослушали серию вебинаров, прошли один и более тренингов по переговорам и продажам.
Люди имеют определенный багаж знаний, свой практический опыт ведения переговоров и, нередко, критически относятся к тренерам и их программам – «А чему очередной тренер может меня научить?» Некоторые из них принимали участие в соревнованиях «Управленческие поединки», и имеют опыт жесткого ведения переговоров. Но опыт участия в подобных соревнованиях не гарантирует успех в ведении реальных деловых переговоров.
Растут требования к качеству тренинга, поэтому базовые, стандартные программы пользуются все меньшим спросом. Клиенты хотят более глубокой проработки ключевых умений, системному подходу к процессу переговоров. Кейсы не связанные с деятельностью учащихся уже востребованы все меньше и меньше. Заказчики просят, чтобы в программе отражалась специфика их бизнеса, рынка и клиентов, а также особенности проблем переговорных ситуаций.
Так какие существуют современные тренды на рынке тренингов переговоров?
- Растет интерес к профессиональной оценке уровня переговорных компетенций персонала.
- Заказчики заинтересованы в разработке специального, уникального пакета документов: чек лист подготовки к переговорам, чек лист оценки проведенных переговоров, контракт проведенных переговоров.
- Разработка релевантных кейсов, отражающих специфику сложных переговоров, с целью нахождения оптимальных вариантов выхода из переговорного тупика, становится приоритетным современным трендом.
- Особо ценится тренировка участников тренинга на реальных кейсах, разработанных внутри компании.
- Вызывает интерес обсуждение в режиме фасилитации альтернативных вариантов ведения сложных переговоров.
- Заказчиками востребован персональный и групповой коучинг переговорных компетенций менеджеров. Как правило, коучинг используется после проведения аудиторного тренинга, для дальнейшего персонального развития отдельных навыков.
- Руководители компаний просят дать качественную обратную связь участникам корпоративных тренингов. Для этого я провожу и рекомендую проводить:
- Оценку по восьми переговорным компетенциям. Для этого использую разработанную мною анкету.
- Видеозапись обучающихся во время проведения тренировочных кейсов для наглядности и выявления ошибок и сильных сторон переговорщиков.
- Оценку 360 градусов.
- Тестирование американской оценочной системы PDA.
- Набирает обороты обучение онлайн. Как правило, его лучше использовать перед оффлайн обучением в формате практического тренинга. В рамках онлайн обучения можно получить системные знания по ведению переговоров, провести самооценку своих переговорных компетенций, поставить цели и задачи последующего обучения. На тренинге будет возможно не тратить время на теорию, а сразу перейти к практике.
- Руководство компании и менеджеры практикуют совместное обсуждение целей и планов отдела продаж на год.
- Есть реальная потребность в переговорных тренажерах с целью поддерживать менеджеров на высоком профессиональном уровне.
- Актуальны мероприятия по оценке деятельности отдела продаж: карта рабочего дня менеджера, определение ЦА методом ABC XYZ, определение уровня лояльности клиента, анализ воронки продаж.
- Есть потребность в создании внутрикорпоративной системы ведения переговоров, а также переговорной школы, имеющей библиотеку книг, аудио книг, видео курсов, сбор информации о позитивном опыте решения сложных переговорных ситуаций.
-
Обучение персонала становится процессуальным и растягивается на длительный временной период:
Первый этап, онлайн обучение: теоретические знания, тестирование, домашние задания. Постановка целей и задач на обучение.
Второй этап, оффлайн обучение: сам практический тренинг и профессиональная оценка переговорных компетенций.
Третий этап, персональный и групповой коучинг развития навыков ведения переговоров.
Все это касается лидеров рынка и компаний, нацеленных на развитие. Но в некоторых компаниях до сих пор популярны стандартные, базовые семинары.
- В последнее годы руководство компаний предлагает тренеру принять участие в реальных переговорах со стороны Заказчика в качестве эксперта.
- Заказчики просят бизнес-тренера провести бесплатный часовой мастер-класс по программе заказываемого обучения с целью определения наличия профессионализма или его отсутствия.
- Считается нормой, если спикер расскажет два, три успешных кейса о том, с кем он уже работал, и какие были результаты после проведенного им обучения.
Резюме. Рынок консалтинговых услуг в сфере обучения переговорам и продажам с годами становится высоко конкурентным и требовательным к программам и профессионализму тренера. Так современный бизнес-тренер должен вести процессуальное, системное, обучение on-line learning, of-line learning и еще персональный и групповой коучинг, а также уметь осуществлять профессиональную оценку компетенций.