Баннер Вагин
Тренинги и коучингот гуру

по выходу из кризиса и адаптации к переменам, стрессоустойчивости, ведению переговоров, эмоциональному интеллекту и личной эффективности.

  • Автор 55 книг по бизнес-психологии тиражом 15 млн.

  • технологии в корпоративном обучении.

  • Лидирует в топ-10 бизнес-тренеров России.

Фасилитация и коучинг команды

14.08.2015
Коучинг, Фасилитация

Как повысить эффективность фасилитационных сессий и коучинга команды?

Три рычага управления эффективностью.

Одна из серьезных проблем в проведении фасилитационных сессий и коучинга команды – это колебания или падения уровня энергетики и вовлеченности продуктивности работы в группе, что в свою очередь влияет на эффективность проводимых сессий. Отсюда и недовольство заказчика и самих участников сессии: вроде все собрались, а эффекта нет. Что дальше делать?

Фасилитатор и коуч не только должен уметь целенаправленно вести обсуждение актуальных проблем, он еще должен отслеживать и управлять групповыми процессами, групповой динамикой. Что нужно обязательно отслеживать в процессе проведения сессий фасилитации и коучинга, чтобы процессы были максимально эффективными?

Есть три существенных индикатора, которые определяют эффективность работы в группе:

  1. Энергетика группы.
  2. Вовлеченность группы в процесс обсуждения.
  3. Продуктивность работы самой группы.

Фасилитатор и коуч могут отслеживать эти показатели сами, но могут спрашивать и у участников сессии, какое их мнение о групповой динамике, что происходит в аудитории? Сами участники хорошо чувствуют групповую динамику и всегда могут подсказать фасилитатору, что нужно делать исходя из ситуации.

Динамика уровня энергетики, вовлеченности и продуктивности отображена в графике.

Динамика уровня энергетики, вовлеченности и продуктивности участников фасилитационной сессии

Динамика уровня энергетики, вовлеченности и продуктивности участников фасилитационной сессии

Ситуации могут быть самые разные, а точнее сочетание этих показателей.

  • Первая. В группе может быть высокая энергетика, но низкая вовлеченность и продуктивность.
  • Вторая. В группе может не очень высокая энергетика, но высокая вовлеченность.
  • Но оба первых показателя влияют на показатель продуктивности самой сессии. Если и низкая энергетика, и низкая вовлеченность, то, естественно, будет и низкая продуктивность группы.
  • Сначала поговорим об энергетике. Уровень ее меняется в процессе проведения сессии. Здесь вступают в силу наши биологические ритмы в течение дня. Если в начале сессии при комфортных условиях она растет, то после обеда начинает снижаться. На уровень энергетики и вовлеченности влияет целая обойма факторов.

    • Биологические ритмы, никуда от них не денешься.
    • Личность и темперамент самого фасилитатора, коуча.
    • Насколько интересно и ярко проводится фасилитационная сессия.
    • Уровень мотивированности и лояльности участников сессии.
    • Работоспособность участников сессии.

    Как повысить энергетику группы в самом начале фасилитации и коучинга?

    1. Создать благоприятную атмосферу. Лучше если сессию проводить в большом просторном помещении, где много дневного света, хороший воздухообмен. Хуже нет, если сессия проводится в тесном помещении, освещенном искусственным светом, где еще и душно. У вас обязательно будут проблемы с энергетикой людей. Место должно быть отличное от рабочего для участников тренинга, если это одна компания.
    2. Регулярные кофе-брейки. Не затягивайте рабочий процесс, делайте перерывы.
    3. Великолепно срабатывает метод коллективного создания летописи компании: «Этапы большого пути». Этот прием стар как мир, но он работает. Его используют религиозные организации, корпорации, школы боевых искусств. Здесь могут быть задействованы такие инструменты, как легендирование и сторителлинг. Что дает эта методика?
    4. Во-первых, включение эмоциональных ресурсов: переживания побед, успехов в прошлом. Повышается уверенность в себя и в свои силы, а это чрезвычайно важно во время проведения сессий. Людям часто не хватает чувства уверенности в себе, высокой самооценки.

      Во-вторых, чувство сопричастность с чем-то древним, великим, надежным, стабильным. Присоединение к нечто большему, чем ты есть сам, что повышает чувство ценности себя.

      В-третьих, чувство единства с другими людьми, что часто не хватает современным людям, испытывающим чувство одиночества.

      Какие еще приемы реально могут вам помочь для восстановления энергии группы?

    5. Предложить участникам поработать стоя. Этот прием я давно использую на своих тренингах. Можно поднять людей на ноги и поработать стоя, но долго передерживать также опасно, 5-7 минут вполне бывает достаточно.
    6. Использовать упражнения энерджайзеры. Я использую следующие упражнения: «Айкидо» – кто кого столкнет с места, «Вороны и воробьи», «Ножевой бой», «Снежки», «Бросание мячей». Упражнения должны быть простыми понятными, с максимальной энергетикой. Будет неплохо, если вы найдете в них смысл, стыкующийся с самой программой сессии.

    В процессе проведения сессии у фасилитатора и коуча встает вопрос, как повысить вовлеченность, а значит и продуктивность участников фасилитационной сессии и сессии коучинга команды.

    Но сначала остановимся на факторах, которые снижают уровень вовлеченности участников сессии.

    Причины низкой вовлеченности:

    • Люди не понимают, зачем им нужно принимать участие в сессии.
    • Они не знают, можно ли проблемы в компании решить в рамках фасилитационной сессии?
    • Им нужно знать, какой будет его вклад в эту работу?
    • Что участнику нужно будет делать в процессе сессии?
    • Как будет оцениваться его вклад в работу?

    Как решение проблем компании отразится на его жизни, благополучии, карьерном росте в компании.
    Естественно, у участников сессии, а они взрослые самостоятельные люди, со своей картиной мира, со своими ценностями, в голове, рождаются вопросы:

    • А зачем мне это нужно?
    • Какой мой интерес в участии сессии?
    • Что я получу взамен потраченного времени?
    • Как это отразится на моем положении сейчас?
    • Что мы можем сделать в этой непростой ситуации?
    • Как фасилитатор и коуч могут усилить вовлеченность участников сессии?
    • Перед сессией или в начале сессии подробно объяснить, для чего им нужно активно участвовать в сессии. Что это даст лично им и компании.

      Иногда в процессе самой сессии бывает необходимо поработать с участниками на уровне их ценностей. Для этого я использую блок вопросов во время самой сессии:

    Первая группа вопросов направлена на выяснение ценностей участия в сессии:

    • Что вам даст участие в проведение этой сессии?
    • Что вы можете полезного взять из участия в этой сессии?

    Получив разные ответы, мы можем понять ценности людей, и одновременно люди сами могут найти смысл неформального участия в сессии.

    Вторая группа вопросов будет направлена на выяснение ценностей в решении самих проблем и принятия решений:

    • Что даст лично вам решение этой проблемы и принятие нужных решений?
    • Как успешное решение, рассматриваемых проблем на сессии, отразится на ваших интересах?

    Именно эти вопросы, помогают участникам прояснить для себя очень важные собственные смыслы участия в сессии и решении актуальных проблем. Переживание достижения этих ценностей повышает уровень мотивации и лояльности к компании участников сессии и создает нужную психологическую атмосферу в аудитории.

    Выход на глубинные ценности позволяет включить вовлеченность людей в обсуждение во время сессии, что в свою очередь повышает энергетику людей и уровень их лояльности к самой сессии и компании в целом. Люди должны понимать, какие ценности и смыслы будут удовлетворены в результате проведения сессии.

    Как отслеживать и управлять уровнем продуктивности участников сессии.

    Какие могут быть причины низкой продуктивности группы?

    1. Снижение энергетики группы в процессе сессии.
    2. Низкая вовлеченность участников в процесс обсуждения.
    3. Не все участники сессии принимают активное участие в сессии.
    4. Люди работают не с полной отдачей.

    Я выделяю несколько критериев оценки продуктивности. Есть количественные критерии, есть и качественные критерии.

    Начнем с количественных критериев:

    • Количество идей предложенных участниками сессии.
    • Динамичное прохождение этапов сессии. Хороший темп работы.

    Качественные критерии:

    • Новизна и ценность самих идей.
    • Конструктивность критики имеющихся предложений.
    • Что нужно сделать для того, чтобы росла продуктивность группы?

    С одной стороны, нужно повысить продуктивность самих участников, их КПД, что достигается за счет повышения и удержания энергетического уровня группы и их вовлеченности, которая в свою очередь повышается за счет уровня мотивации с опорой на ценности участников сессии.

    С другой стороны, я старюсь максимально использовать весь потенциал группы:

    1. Для этого нужно включить в процесс обсуждения максимальное количество участников. Здесь сработает методика «Пирамида», которая подразумевает три этапа:
    2. Первый этап – люди работают индивидуально, пишут свой список предложений.

      Второй этап – люди работают в мини группах: два, три, четыре и пять человек. Задача мини группы отобрать 3 – 4 самых ценных предложения.

      Третий этап – работают все участники сессии. Представители групп презентуют свои идеи и развешивают их на досках, участники объединяют их в кластеры, придумывают названия, голосуют за наиболее ценные предложения.

      Использование потенциала участников фасилитационной сессии для улучшения ее качества

      Использование потенциала участников фасилитационной сессии для улучшения ее качества

    3. Фасилитатор может привлекать отдельных участников группы в качестве своих помощников, предлагая им контролировать ход времени, что-то записывать на флипчарте.
    4. Периодически проводить опрос всей группы, если группа небольшая, выясняя мнения участников.
    5. Привлекать отдельных участников в качестве экспертов по специфическим вопросам.
    6. Задавать креативные вопросы.

    Как пример: один из участников наблюдает время, другой следит за энергетикой группы, третий отслеживает вовлеченность в группе, четвертый отслеживает производительность сессии. Если число участников небольшое, то практически каждый дополнительно вовлечен в процесс, периодически играя какую-либо из выше перечисленных.

    Отслеживая и управляя этими тремя индикаторами, фасилитатор или коуч могут значительно повысить эффективность проводимых фасилитационных сессий и коучинга команды, а значит и результативность мероприятия в целом.

    Желаю вам результативных сессий и успеха в бизнесе!!! С вами Игорь Вагин

    Рекомендую мои статьи по фасилитации и коучингу:

    Фасилитация на службе у бизнеса
    Секреты профессиональной фасилитации
    Коучинг переговоров
    Коучинг лидерства
    Коучинг эмоционального интеллекта
    Предлагаю вам сотрудничество в проведении коучинга команды, фасилитационных сессий и стратегических сессий.

    Поделиться:

    Подпишитесь на полезные материалы для карьеры и бизнеса