Баннер Вагин
Тренинги и коучинг35 лет опыт

Переговоры и презентации. Эмоциональный интеллект.
Уверенность и самооценка.
Стрессоустойчивость.
Лидер и команда.
Личная эффективность.

  • Автор 60 книг по бизнес-психологии тиражом 15 млн.

  • Психотерапевт
    врач-психиатр
    канд.мед.наук

  • Лидирует в ТОП-10 бизнес-тренеров России.

Well-being Благополучие сотрудников

27.12.2020
Управление персоналом, Тренинги для руководителей

Тренд Well-being – это будущее российских компаний или это просто очередная модная кампания?

Программа “Благополучие персонала” последние 10 лет стала мировым трендом в корпоративной культуре ряда зарубежных компаний.

Почему? Неужели капиталисты стали альтруистами? Нет, не стали.

Просто благополучие сотрудников значительно повышает их вовлеченность, а вовлеченность в свою очередь повышает продуктивность персонала,а значит, растет прибыль в компании.

Поэтому на российском рынке ряд западных компаний и наших компаний лидеров рынка (Делойт, SAP и Schneider-Electric, JT International, Ernst & Young, Сбер) уже несколько лет назад запустили интегральные программы “Благополучия”.

Понятие благополучия (от англ. «Wellbeing») стало популярным благодаря книге Джеймса Хартера и Тома Рата «Все отлично. Пять элементов благополучия», которая была создана на основе 50-летнего исследования в 150 странах (Well-being: The Five Essential Elements, 2010).

Авторы задают один вопрос: «Нравится ли вам то, чем вы занимаетесь каждый день?» И далее подчеркивают, что это самый ключевой вопрос о благополучии, который мы себе задаем. Но лишь 20 % людей может твердо ответить на него „Да“» (Harter&Rath, 2010). Исследовательская группа выбрала объектом своего научного внимания работающих взрослых, а предметом – увлеченность своим делом и радость в течение дня. В результате было установлено, что благополучие складывается из 5 элементов:

  1. Здоровье.
  2. Профессия.
  3. Финансы.
  4. Социальные связи.
  5. Общественная вовлеченность.

Есть еще одна модель благополучия – PERMA Мартина Селигмана (M. Seligman, 2010), состоящая из следующих факторов благополучия. Аббревиатура PERMA расшифровывается следующим образом:

  • Positive Emotion – положительные эмоции;
  • Engagement – вовлеченность;
  • Relationships – взаимоотношения;
  • Meaning – смысл;
  • Accomplishments – достижения.

Понятие well-being иногда путают с понятиями счастья или радостью, но они всего лишь результат благополучия. Благополучие выступает здесь как фундамент переживания радости и счастья. Понятие wellness также нельзя считать wellbeing, так как это направление включает только комплекс физической активности, сбалансированного питания и ухода за собой. Если мы говорим об эмоциональном интеллекте, то последний коррелирует с благополучием, но охватывает только эмоции и некоторые стороны поведения, не затрагивая всех факторов жизни человека.

Сначала разберемся, как оценивать благополучие в современном мире?

Существует интегральный показатель, который включает целый ряд индикаторов, который в совокупности показывает уровень благополучия конкретного человека.

Интегральный показатель.

  1. Уровень качества жилья.
  2. Уровень образования.
  3. Уровень интересной профессии.
  4. Уровень медицинской помощи.
  5. Уровень финансового благополучия.
  6. Уровень социальных связей.
  7. Уровень защищенности.
  8. Уровень гарантированных прав.
  9. Уровень общественной ценности.
  10. Уровень удовлетворенности жизни.

Данный показатель можно легко сравнить у разных людей в одной стране и в разных странах.

Почему растет интерес к программам благополучия? Неужели капиталисты стали альтруистами? Нет, не стали. Просто благополучие сотрудников значительно повышает их вовлеченность, а вовлеченность в свою очередь повышает продуктивность персонала, а значит, растет и прибыль компании.

Поэтому на российском рынке ряд западных компаний и наших компаний лидеров рынка (Делойт, SAP и Schneider-Electric, JT International, Ernst & Young, Сбер) уже несколько лет назад запустили интегральные программы Благополучия.

Какие причины усиливают интерес к программе “Благополучие”?

  1. В ряде западных стран практически не растет производительность труда сотрудников. Все имеющиеся ресурсы уже исчерпаны.
  2. Низкая вовлеченность персонала в свою работу является мощным фактором, мешающим повышению производительности труда.
  3. Все чаще и чаще у сотрудников диагностируется синдром Хронической усталости и синдром Выгорания, которые переходят в депрессии и соматические заболевания.
  4. Молодое поколение Z (20-25 лет) уже не хочет быть «самураями за зарплату» У них другое ядро ценностей, чем у предшествующих поколений. Если предыдущие поколения готовы были много работать и практически не отдыхать, то поколение Z хотят учиться, развиваться, иметь гибкий график работы, работать на любимой работе, получать удовольствие от жизни уже сейчас. Именно они приходят на смену поколения Бебибумеров и поколения Х, которые постепенно выходят на пенсию.
  5. Продолжает усиливаться конкуренция на мировых рынках. И один из немаловажных факторов в конкурентной борьбе лояльность и вовлеченность персонала компании.

Все это заставляет руководство и собственников компании искать новые ресурсы возможности для повышения эффективности сотрудников: коучинг, фасилитации, бережливое производство, agile подход. Один из таких ресурсов в структуре мотивации и самомотивации персонала являются программы Благополучия.

Проведенное исследованию компании Gallup выявило, что благополучие включает в себя пять базовых факторов. Не все из них можно измерить количественно, но в итоге, каждый из которых влияет на вовлеченность персонала, которая коррелирует с продуктивностью труда, а в итоге с конечной прибылью компании.

Факторы благополучия:

  • физическое состояние сотрудника;
  • финансовое благополучие;
  • социальная реализация;
  • общественная польза деятельности;
  • карьерный аспект.

Сотрудникам, которые имеют проблемы с психическим или физическим потенциалом, труднее реализовать себя на рабочем месте, направить все внимание и энергию на работу и быть оптимально продуктивными.

Ключевой фактор для внутреннего комфорта человека – психологическая атмосфера в компании, командные принципы взаимодействия, взаимное уважение в компании. Доброжелательная атмосфера на работе, вежливость при общении друг с другом также создают позитивный настрой и повышают вовлеченность.

Важен фактор баланса работы и личной жизни, уважение руководства к праву на отдых, в субботу и воскресенье, гарантированные отпуска, возможность работать удаленно и формировать гибкий график.

Какие существуют направления в программе Благополучия в настоящее время:

  1. Здоровье. Свои врачи в компании, по сути, вернулись к старым медпунктам на производстве во времена СССР, где проводится диагностика и профилактика заболеваний. Сюда можно отнести лекции, семинары, программы по сбалансированному питанию и снижению массы тела, фитнес-программы. В качестве бонусов сотрудника выдаются абонементы в фитнес-клубы.
  2. Психология. В компаниях есть штатные психологи, которые работают с сотрудниками, у которых есть личностные проблемы.
  3. Программы персонального и командного коучинга: решения проблем, постановка целей, принятия решений. Отдельно ведение проектов, адаптация на новом месте, повышение личной эффективности.
  4. Тренинги и консультации по карьерному росту.
  5. Тренинги и консультации по управлению финансами и домашним бюджетом.
  6. Тренинги по Стресс-менеджменту, профилактике синдрома Выгорания.
  7. Тренинги управления эмоциональным интеллектом и адаптации к переменам.
  8. Тренинги вовлекающего лидерства.
  9. Участие в движение волонтеров. Помощь престарелым, людям с ограниченными возможностями, детям-сиротам.
  10. Активное вовлечение в общественную жизнь компании: форумы, конференции, игропрактики, конкурсы.

К сожалению, не всегда руководство интересуется интересами, потребностями сотрудников, учитывая специфику работы компании. И здесь имеет смысл проводить фасилитационные сессии, чтобы лучше понять желания, интересы сотрудников, естественно, в разумных пределах.

Очень важный фактор ассессмент оценка персонала до, в процессе и после завершения программ, то есть выборочный мониторинг эффективности программ Благополучия.

Какие тесты я рекомендую своим клиентам.

  1. Тест определения уровня стресса.
  2. Тест определения уровня вовлеченности сотрудника.
  3. Тест определения уровня счастья.
  4. Тест определения уровня оптимизма.
  5. Тест определения уровня развития эмоционального интеллекта.

Все эти тесты легко найти в Инете в онлайн версии.

Но 2020 год внес свои коррективы в бизнес климат России. Мировая пандемия и экономический кризис ударили и по программам корпоративной культуры многих мега компаний и компаний среднего бизнеса. Приведу следующие актуальные цифры. 4,5 млн ИП, малых и средних предприятий закрылись в этом году.

Рост безработицы, снижение реальных доходов населения, резкий рост цен и низкая покупательная способность россиян никоим образом не способствуют повышению уровня благополучия в России. Здесь нужны государственные программы правительства России.

Друзья, внедрению программы Благополучия Well-being в компании для эффективной работы сотрудников я обучаю на тренинге: «Современные тренды в управлении персоналом. Современный руководитель»

Поделиться:

Подпишитесь на полезные материалы для карьеры и бизнеса