Баннер Вагин
Тренинги и коучинг30 лет опыт

Переговоры и презентации. Эмоциональный интеллект.
Уверенность и самооценка.
Стрессоустойчивость.
Лидер и команда.
Личная эффективность.

  • Автор 55 книг по бизнес-психологии тиражом 15 млн.

  • технологии в корпоративном обучении.

  • Лидирует в топ-10 бизнес-тренеров России.

Тренинг Эмоциональный интеллект

24.01.2015
Для тренеров и коучей, Эмоциональный интелект

Как улучшить качество тренинга «Эмоциональный интеллект»? Существует три фактора влияющие на качественное проведение тренинга.

В конце прошлого года я был на тренинге Дэвида Карузо «Эмоциональный интеллект». Дэвид Карузо один из трех авторов концепции эмоционального интеллекта. Если некоторые эксперты пытаются противопоставить традиционный интеллект эмоциональному интеллекту, то Дэвид утверждает, что EQ тесно связан с традиционным интеллектом, так как эмоции являются носителями информации.

Эмоциональный интеллект состоит из следующих ментальных способностей:

  • осознанная регуляция эмоций;
  • понимание (осмысление) эмоций;
  • ассимиляция эмоций в мышлении;
  • различение и выражение эмоций.

Дэвид считает, что правильно описывать эмоциональный интеллект нужно не EQ, а EI, подчеркивая важность когнитивных функций.

Проводя последние 20 лет тренинги, направленные на управление собственными эмоциями и эмоциями других людей: «Сверх возможности», «Стресс-менеджмент», тренинг «Эмоциональный интеллект», «Драйв-менеджмент», «Волевой интеллект», я накопил определенный опыт преподавания различных техник управления эмоциями, который я изложил в своих книгах: «Заяц, стань тигром», «Выиграй у судьбы в рулетку», «Лучшие психотехники успеха», «Поднимись над толпой», «Как стать первым», «Держи ухо востро», «Драйв-менеджмент», «Управление эмоциями». В этих книгах я подробно рассказываю, как управлять такими эмоциями и чувствами, как тревога, страх, уныние, обида, напряжение, раздражение, гнев, радость, состояние драйва, стойкость и как управлять эмоциями людей в самых разных коммуникациях: продажах, переговорах, публичных выступлениях, управлении персоналом.

В этой статье я хочу поделиться своим опытом преподавания эмоционального интеллекта. Конечно, мы понимаем, что уровень эмоционального интеллекта у участников тренинга разный и нужно быть готовым к тому, что вести себя и обучаться они будут по-разному, в зависимости от факторов, влияющих на развитие их эмоционального интеллекта. Кто-то из них будет более закрыт, не проявляя своих эмоций, кто-то будет слишком активным и эмоциональным. Кто-то будет чаще проявлять эмоции раздражения, обиды, недовольства, а кто-то будет грустным, унылым, озабоченным. Тренер должен быть к этому готовым и умело утилизировать эмоции участников тренинга.

Какие же факторы влияют на уровень и проявления EQ на тренинге?

  • Наследственность: темперамент, психологический характер;
  • Воспитание: примеры поведения родителей и родственников;
  • Возможные аффективные нарушения (депрессии, гипомании на момент проведения тренинга);
  • Культурные особенности, социальное окружение (насколько приветствуется проявление эмоционального интеллекта);
  • Психологическая атмосфера на тренинге;
  • Уровень эмоционального интеллекта самого тренера.

Но порой, несмотря на неплохие объективные показатели, EQ человека бывает удивительно низок. Почему?

Эмоциональные нарушения развиваются по классической депрессивной триаде: снижается настроение, умственная и физическая работоспособность, интерес к общению.

Появляется тоска, вялость, пассивность, иногда немотивированная тревога, замкнутость, погруженность в свой внутренний мир.

Естественно, бизнес-тренеры, коучи, психологи, незнакомые с клинической психиатрией, данные отклонения у участников тренинга или своих клиентов, распознавать не умеют.

Результат печален: человека без конца тренируют, а толку чуть! И не потому, что тренер плох, а потому, что его ученик, находящийся в болезненном, депрессивном состоянии, не способен легко обучаться осознанию, управлению собственными эмоциями и эмпатии других людей.

Какие еще факторы не дают проявиться врожденному эмоциональному интеллекту?

Внешняя среда. Специфические взаимоотношения в семье и особый психологический климат на работе. Когда не приветствуется естественное проявление эмоций, и доминируют формальные деловые отношения, а точнее запрет на демонстрацию позитивных эмоций, и негласно поощряются такие эмоции, как напряженность, тревога, раздражение, подавленность, уныние, страх. По слогану: «Мы живем во враждебной, агрессивной среде» Люди постепенно привыкают к этой палитре эмоций и им кажется, что это норма, как должны быть должностные инструкции или охранник при входе в офис.

Поэтому, желая получить качественный результат в обучении эмоциональному интеллекту, необходимо провести профессиональную диагностику причин неадекватного эмоционального состояния участника тренинга, если вы отмечаете изменения в его психическом статусе.

Естественно психотерапия и психиатрия накопила огромный опыт работы с депрессиями самыми разными методами от психотерапевтических инструментов до возможностей современной психофармакологии.

Проводя тренинги по эмоциональному интеллекту, я настоятельно советую участникам с симптомами аффективных нарушений не проходить тренинг, а лучше прийти ко мне на индивидуальную консультацию для проведения психотерапии, порой и с использованием психофармакологии.

Если с коррекцией патологических депрессивных состояний все более или менее ясно: индивидуальная работа с психотерапевтом, психологом по коррекции их аффективных нарушений, то с негативным психологическим климатом в компании и особенностями корпоративной культуры все значительно сложнее.

Нередко участники тренинга, открыто заявляют, что у них в компании гнетущая атмосфера, и не принято демонстрировать позитивные эмоции, а общение происходит на фоне раздражение, постоянного недовольства, злости, и обвинений. Поэтому применять модели общения на работе, рекомендуемые на тренинге, не представляется возможным, так как они не вписываться в корпоративную культуру их компании.

.Для того чтобы тренинг эмоционального интеллекта дал свои результаты, необходим высокий уровень энергетики и настроения у самого бизнес-тренера. Сам тренер должен быть примером человека с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Если этого не будет, то и результаты тренинга будут низкими, а может их не будет вообще.

Почему для развития EQ так важно иметь хорошую энергетику, стабильное и повышенное настроение? Именно в таком состоянии нам легче управлять своими эмоциями и чувствовать эмоции других людей, а попробуй-ка, проконтролируй себя в «депрессивном» состоянии!

Срабатывает и другой важный момент. В хорошем, стабильном настроении человеку легче выстраивать отношения с окружающими, он лучше их понимает и ему легче влиять на их эмоции. Люди вокруг нас, вольно или невольно, «считывают» наши эмоции – и начинают вести себя соответственно. Давно известно, что человек, испытывающий депрессию, уныние, тревогу или напряжение, индуцирует своего собеседника, что негативно сказывается на качестве отношений между ними. А вот открытость и дружелюбие порой заставляют стать сговорчивым даже самого хмурого собеседника.

Как же повысить EQ? Помогут следующие мероприятия:

  • Самостоятельная тренировка навыков эмоционального интеллекта;
  • Специальные тренинги и групповые сеансы психотренинга;
  • Индивидуальные тренинги;
  • Психотерапевтические сессии (по необходимости);
  • Коучинг;
  • Фармакотерапия: линейка препаратов, влияющих на эмоциональный фон, настроение, физический и психический тонус, работоспособность.

Друзья, чтобы реально управлять своим эмоциональным интеллектом, нужны объективные специальные тесты, а также обратная связь со стороны людей постоянно общающихся с человеком, тренирующим эмоциональный интеллект. Я использую тестовую систему PDA, о чем буду писать в следующей статье об эмоциональном интеллекте.

Друзья, желаю вам высокого эмоционального интеллекта и успехов в вашей деятельности.

Поделиться:

Подпишитесь на полезные материалы для карьеры и бизнеса