Правила мотивации сотрудников
При разработке системы мотивации сотрудников следует руководствоваться еще несколькими нехитрыми правилами:
- Чем больше система стимулирования будет соответствовать внутренним побуждениям работников, тем она будет эффективнее. И наоборот: чем меньше она им соответствует, тем меньше будет толку от мотивации, сколько бы средств и времени на нее не затратили.
- Не следует выбирать способы мотивации персонала, основываясь на «личных ощущениях» менеджера. У людей есть свое мнение, свои мотивы и свои интересы! Их нужно понимать и изучать, получая информацию непосредственно из первоисточника. Поэтому необходимо отработать алгоритм сбора и анализа информации для оценки мотивации сотрудников.
- Все люди индивидуальны. И каждый сотрудник по-своему определяет мотивационные стимулы. Здесь важен персонализированный подход: надо знать, чем люди дышат! Именно при таком подходе мотивация будет эффективной.
- Необходимо пользоваться специализированными методиками для конкретизации степени мотивации: и у отдельных сотрудников, и в компании в целом. Мотивация складывается из множества критериев (условий труда, организации процесса труда, интереса к выполняемой работе, психологического климата в коллективе, оплаты труда, поведения вышестоящего руководства, профессионализма менеджеров, возможности самореализации, перспектив компании), учесть их все может только специалист. Измерения необходимо проводить регулярно, по одной и той же схеме. Это позволит определить верную стратегию мотивационных мероприятий.
- Все измерения, опросы и исследования должна проводить независимые эксперты. Иначе есть риск получить от сотрудников необъективную информацию, ведь многие будут стремиться угодить начальству.
- После того, как уровень мотивации станет ясен, нужно провести оценку используемых в компании стратегий стимулирования. То есть выяснить, как каждый из сотрудников оценивает конкретные меры стимулирования (материальные вознаграждения, соцпакет, моральные и организационные стимулы).
- Чтобы создать эффективную систему стимулов, необходимо максимально использовать пожелания самих сотрудников. Следует собрать их предложения: что надо добавить, а от чего лучше избавиться? Далее остается все это проанализировать, выбрать наиболее востребованные идеи и приступить к разработке проекта.
- Надо обязательно выявлять существующие в системе антимотивы и антистимулы! Их устранение значительно важнее, чем добавление новых стимулов или мотивов. Человека больше радует ликвидация минусов, нежели усиление плюсов. Это более действенный инструмент, дающий мощный положительный эффект.