Критерии успешности мотивационных мероприятий
В любой компании для эффективной работы персонала следует провести оценку по критериям успешной мотивации (как финансовым, так и нефинансовым). Вот возможные варианты:
- Снижение текучести кадров
- Наличие кадрового резерва
- Рост производительности труда
- Повышение уровня лояльности сотрудников к компании
- Улучшение показателей
- Рост объема продаж
- Рост объема прибыли
- Повышение качества продукции и услуг
- Уменьшение числа жалоб со стороны клиентов
- Снижение издержек
- Рост числа старых клиентов, вновь прибегающих к услугам компании
- Рост клиентской базы за счет новых клиентов
- Позитивная психологическая атмосфера в компании
- Следование корпоративной культуре
- Рост уровня дисциплины
Бывает, руководителю приходится просить сотрудника выполнить то, что в его должностную инструкцию не входит. Например, задержаться на работе на несколько часов, выйти в выходной день, добровольно перенести отпуск с лета на зиму… Есть уникальные руководители, которые успешно решают подобные задачи. Сотрудники относятся к ним с пониманием и готовы идти навстречу. Кроме того, «мотивационная просьба» порой переходит в режим переговоров. Например, если сотрудник хочет что-то получить взамен, прекрасно понимая, что не обязан выполнять данное руководителем поручение. Здесь, разумеется, многое зависит от того, кто и о чем просит.
В любом случае, в подобной ситуации начальник не может приказывать. Однако если он обладает определенным авторитетом, не раз откликался на просьбы сотрудника, неформально ему помогал – шансы на то, что подчиненный согласится, достаточно велики. А еще – важно умение убеждать и находить правильные слова.
Для примера возьмем следующую ситуацию. Одному режиссеру для озвучания фильма нужен был конкретный актер. Все было подготовлено к определенному дню записи. Однако звукозаписывающая студия находилась в Подмосковье, и актер наотрез отказался туда ехать: мол, это займет кучу времени, а у меня дел по горло, в командировку ехать надо, а дома жена больная лежит. Так как же поступил режиссер? Использовал формулу эффективной просьбы:
- Разведка: «Как дела, какие есть проблемы, какие успехи»
- Комплимент: «Я знаю, ты – ответственный человек. На тебя всегда можно положиться».
- Присоединение: «Понимаю, у тебя жена болеет. Да и сам я чего-то разболелся, расхромался, хожу с палочкой…».
- Светлое будущее: «Если запишем тебя в эту субботу, то фильм очень быстро отредактируют и выпустят в прокат».
- Выгоды: «Смотри, будет еще один фильм в твою копилку, и гонорар куда быстрее получишь…».
- Упущенные возможности: «Понимаешь, если мы не сделаем запись сейчас, не представляю, когда мы тогда успеем. Темп потеряем, и фильм выйдет нескоро. А будем записывать в другой студии – получится дороже. Если не приедешь в этот день, придется мне на озвучку звать кого-то другого».
- Чувство вины: «Ты меня просто загоняешь в тупик».
- Цейтнот: «Мы должны были это сделать еще на прошлой неделе. Студия свободна только в этот день, нам специально окно выделили».
- Нет преград: «Все решаемо! Тебе добираться сложно? Давай, я с утра подгоню машину – она отвезет тебя прямо на вокзал. Электрички ходят раз в час. А там я тебя встречу и привезу на студию. Вечером также обратно отвезем – ночевать будешь дома!».
Просьба сработала! Режиссер добился своего – даже без дополнительных переговоров и лишних уступок. Однако такие случаи редки. Сотрудники порой не стесняются выдвигать требования – и тут на помощь руководителю приходят техники ведения переговоров, подробно расписанные в соответствующей статье. Здесь напомним лишь о паре самых действенных приемов:
- Сотруднику надо дать понять, что он – часть коллектива, команды. Мол, он не один будет работать в субботу – трудиться станет весь отдел!
- Можно напомнить сотруднику, что, в свое время, на его просьбы откликались как руководитель, так и компания в целом. Например, раньше отпускали с работы, переносили отпуск на более удобное время и т.п.