Как придумать метафору. Чек-лист создания оригинальных метафор
Блеск и нищета метафор.
Все чаще и чаще спикеры, тренеры, коучи используют метафоры в своей работе к месту и не к месту. Где-то людей убедили, как можно чаще использовать их, воздействуя на образное мышление аудитории и клиентов. и даже всучили целый список заезженных метафор.
Апологеты метафор их вовсю используют, а аудитория или молча кривится, или начинает жестко критиковать. В итоге метафора не работает, да и авторитет выступающего снижается в такой ситуации. Но, как же придумать метафору, как создать свежую оптимальную метафору?
Как конструировать оптимальную метафору. Чек-лист оригинальных метафор.
- Сформулируйте смысл метафоры, ее цель, четкий посыл одним коротким предложением.
- На какую ЦА аудиторию метафора рассчитана. С одной аудиторией может пройти, а с другой- нет.
- Найти понятные образы, чтобы сразу была ясна аналогия.
- Используйте яркие драматичные образы, которые сразу привлекают внимание и легко запоминаются.
- Не использовать метафоры, когда аудитория критически настроена. Например, сложные переговоры, продажи. Споры. Политические лозунги. Пример: «Перелопатим власть» Кстати лозунг и одного потенциального депутата от ЕР.
- Помнить, что метафоры быстро выходят в тираж, и у людей вызывают оскомину: «Пробить потолок», «Марафон во всех сферах», «презентация, продажи, бизнес, короче, Все на миллион», «Надежный как автомат Калашникова», «Это космос», «Возникла химия в отношениях», «Конвейер продаж», «Айкидо переговоров».
- Кстати, притчи, анекдоты и цитаты могут быть не хуже, чем метафоры.
- Используйте свои оригинальные метафоры или переделанные чужие метафоры.
Как строится метафора?
Четко сформулировать посыл, смысл короткой фразой. Это образ, или процесс?
- Образ: «Жизнь как бурное море, где очень редко бывает штиль», «Горизонты планирования»
- Процесс – обучение, развитие – дорога, путь –ДО, карате-до, восхождение на Эверест знаний, «марафон обучения»
И из какой сферы берем образ? Список самых популярных сфер для создания метафор.
- Природа: «Ураган продаж», «Штиль на рынке», «Болото рутины», «Каскадное, водопадное ведение проектов». «Это просто дым из трубы завода Каучук», «Напустил тумана». " Забились под корягу"
- Животные: «Черный лебедь», «Фиолетовая корова», «Как старая лошадь», «Налетели как голодные волки», «Это наши мамонты», «Эти хомячки», «Мартышка с гранатой». «Та еще лиса», «Хитёр бобёр». «Была ли у собачки хатка?». "Дошло как до жирафа"
- Спорт; «вышли на финишную прямую», «проект на низком старте», «Решающий бой», «Атакуем конкурентов», «Второй тайм», «Не та весовая категория», «Выставил пешек и думает, что он король», «Нокаут..»
- Наука: «Химия отношений», «Планетарный масштаб», «Другая Вселенная». «Вышел на орбиту». «Из навоза водородную бомбу не сделаешь»
- Инструменты. «Это как игра на рояле или на флейте», «Барабаны судьбы». «Труба зовет». «Вожжи мотивации, стимул», «Надежный как пулемет Максим»
- Техника. «Не беги впереди паровоза», «А куда ты денешься с подводной лодки». «Запустим в космос», «Мы все в одной лодке», «Не тормози», «Осторожней на поворотах»
- История «Крестовый поход против саботажа», «Ренессанс инвестиций», «Золотой век продаж», «Прошлый век планирования»
- Военные действия: «Маркетинговые войны», «Мобилизация ресурсов». «В окопах продаж», «На фронтах конкурентной борьбы»
- Учения востока: «Тело это ножны для клинка духа…», «Вечные Инь-ЯН», «Идти по линиям дракона». "Самураи за зарплату"
- Медицина: «Деньги это кровь экономики», «Ампутация возражений», «Сканирование ценностей», «Ценовая анестезия», «Позиционируйся или умирай»
- Искусство, включая кино. «Весь мир – театр, и люди в нем актеры», «Цирк уехал, а клоуны остались», «Кто режиссер этого балета?», «Это шоу на кого рассчитано?» «Миссия невыполнима», «Крепкий орешек», «Вышел на сцену, играй главную роль», «Снимаем маски», «Продажи это песня», «Как по нотам», «Человек с рублем», «Волшебник изумрудного города»
- Сказки «Сказки венского леса», «Золотой ключик», «Поле чудес», «Лампа Алладина», «Ковер самолет и сапоги скороходы», «Волшебные пилюли». «Магия сотрудничества, синергии»
Поделитесь созданной метафорой в своем сообществе, в социальных сетях. Посмотрите, какая реакция аудитории, прежде чем запускать её во время выступлений, онлайн и офлайн тренингов и консультаций.
Резюме.
Метафора должна быть к месту, воздействовать на целевую аудиторию, четкий смысл, понятый образ. Делайте свои метафоры, век метафоры короток в эпоху Интернета. Лучше не сказать метафору, чем сказать не к месту. Обязательно тестируем метафору.