Баннер Вагин
Тренинги и коучингот гуру

по выходу из кризиса и адаптации к переменам, стрессоустойчивости, ведению переговоров, эмоциональному интеллекту и личной эффективности.

  • Автор 55 книг по бизнес-психологии тиражом 15 млн.

  • технологии в корпоративном обучении.

  • Лидирует в топ-10 бизнес-тренеров России.

Старая, старая сказка…

12.03.2015
Личная эффективность, Управление эмоциями, Презентации, Принятие решений

Нужны ли сказочники в 21 веке?

Моя бабушка Надежда Ивановна быстро научила меня читать, когда мне было пять лет.

Я любил читать сказки: персидские, латышские, вьетнамские и конечно русские народные сказки. Я не просто любил читать сказки, я любил разыгрывать, играть в сказки, представляясь Алладином, Ильей Муромцем, котом в сапогах.

Но больше всего мне нравилось рассказывать сказки своим друзьям в детском саду (средняя и старшая группа) За рассказывание сказок я получал приличный для детского сада того времени гонорар: детишки катали меня на саночках, угощали вкусными конфетами и давали свои любимые игрушки, которые приносили из дома.

После окончания детского сада, школы, медицинского института, ординатуры по психиатрии, аспирантуры, я продолжаю рассказывать сказки на своих тренингах и мастер-классах в течение последних 27 лет.

Естественно, на каждый тренинговый модуль у меня есть свои случаи, истории, анекдоты и притчи. Честно говоря, мне все меньше и меньше хочется их использовать, но законы жанра заставляют. Чтобы истории произвели мощный эффект, нужно соблюдать несколько правил.

Мои правила рассказывания историй:

  1. Оригинальность истории
  2. Эмоциональность
  3. Артистичность
  4. Понятность
  5. В тему.

По ударной мощи их воздействия на аудиторию я сделал рейтинг:

  1. Свои случаи – абсолютная оригинальность
  2. Случаи своих знакомых - относительная
  3. Анекдоты – относительная оригинальность
  4. Случаи, взятые их книг и или других тренеров – относительная оригинальность
  5. Метафоры, если свои – абсолютная оригинальность
  6. Метафоры чужие – относительная оригинальность
  7. Притчи – относительная оригинальность и может быть не понята аудиторией в том контексте, в котором мы ее рассказывали.

Почему притчи на последнем месте? Притчи как зеркало, каждый в притче может увидеть свой смысл.

В своей книге «Золотые фишки презентации» я собрал целую коллекцию анекдотов и притч, около ста, практически на все модули своих тренинговых программ.

Недавно я узнал, что все это называется чарующим, иностранным словом - сторителлинг, и существует направление в психотерапии: нарративная психотерапия, где этот инструмент является основным. Но еще в конце восьмидесятых годов на тренинге НЛП, проводимом тренерами из США, мы практиковались в рассказывании историй с психотерапевтической целью.

Некоторые авторы настоятельно рекомендуют использовать данный инструмент в работе с персоналом компаний в следующих случаях:

  • В процессе передачи традиций компании
  • Внедрение корпоративной идеологии
  • Для эффективной мотивации персонала
  • Развитие лояльности компании
  • Обучение новым навыкам сотрудников.

Достоверных результатов, как это работает в традиционном бизнесе, у меня нет. Но я знаю десятки компаний МЛМ, где давно этот инструмент с успехом используется.

Но нередко аферисты, жулики, проходимцы широко используют этот инструмент в своих гнусных, меркантильных целях. В процессе своего выступления-презентации аферист одну историю подвязывает к другой, перемежая их трюизмами, лозунгами и призывами к действию. Все это происходит на фоне театральных эффектов: драмы, юмора, эпатажа, куража, махровой истерии. Чаще всего это используется во время презентаций финансовых пирамид, с целью выманить как можно больше денег у доверчивой аудитории. Причем лучше забирать деньги у людей сразу после выступления, пока критическая оценка ситуации не восстановилась.

Как только вы услышали подряд десяток историй и никаких фактов, цифр, а разговор идет о ваших деньгах, затыкайте уши или включайте критику, а лучше вставайте и уходите. Читайте мои книги: Не будь лохом, Держи ухо востро.

Резюме: сам по себе инструмент сториттелинг нужный и полезный в коммуникациях: публичных выступлениях, переговорах совещаниях мотивации сотрудников, но при соблюдении ряда условий:

  1. Высокий авторитет человека, который использует этот инструмент.
  2. Дозированность, чувство меры.
  3. Сочетание данного инструмента с другими приемами влияния убеждения: цифры, факты, сравнения, экспертные оценки, данные научных исследований.
  4. Знание и учет интересов, ценностей убеждений, аудитории.

Друзья, а может сториттелинг всего лишь старая, старая сказка?

Поделиться:

Подпишитесь на полезные материалы для карьеры и бизнеса