Баннер Вагин
Тренинги и коучинг35 лет опыт

Переговоры и презентации. Эмоциональный интеллект.
Уверенность и самооценка.
Стрессоустойчивость.
Лидер и команда.
Личная эффективность.

  • Автор 60 книг по бизнес-психологии тиражом 15 млн.

  • Психотерапевт
    врач-психиатр
    канд.мед.наук

  • Лидирует в ТОП-10 бизнес-тренеров России.

Бизнес-тренер – фрилансер

23.09.2014
Для тренеров и коучей

бота бизнес-тренера с компаниями напрямую. Уверенные в себе тренеры порой предпочитают «работать в одиночку» - и в собственном городе, и в регионах. В этом случае они общаются с заказчиком напрямую. Тут есть одна особенность: в такой ситуации обговаривать все придется не с первым лицом компании, а с директором отдела кадров, директором по развитию, тренинг-менеджером.

Общие рекомендации по работе с компаниями можно свести к следующему:

  • Прежде, чем предложить конкретный тренинг, тщательно расспросите заказчика о его проблемах и интересах. Лучше всего предложить ему сформулировать свои запросы письменно. Выясните, какой видит ситуацию тренинг-менеджер или директор по кадрам. После этого проведите собеседование с будущими участниками тренинга: что они считают проблемой? Нередко эти точки зрения не стыкуется: начальство видит проблемы в одном, «простой народ» - совсем в другом. Задача хорошего тренера: угодить и сотрудникам, которых он будет тренировать, и руководству, которое ему платит.
  • Разработайте анкету с вопросами для заказчика, и еще одну – для анализа проблем и интересов участников. Чтобы во всем разобраться, необходимо <вести подробные записи. Тогда, под конец, вы сможете представить заказчику окончательный вариант программы и раздаточных материалов. И тренинг следует проводить только после того, как он все это одобрит!
  • Продумайте временной интервал и географию тренинга. Вариантов масса: тренинг на 1-2 дня в России, выезд в Подмосковье, выезд на зарубежный курорт.

В особую категорию следует отнести бизнес-тренинги, которые проводятся бизнес-тренером – фрилансером (а порой – и через провайдера) с сетевыми компаниями. Сам я работал, как минимум, с 20 фирмами, организованными по схеме МЛМ: «Avon», «Vision», «Артлайф», «Мир Красоты», «Аюрведа», «Тянь-Ши» и т.п. Хотя сетевые компании, как правило, относят к категории нетрадиционного бизнеса, на самом деле, они все больше берут на вооружение методы традиционных компаний – особенно в области организации обучения. Ряд подобных организаций заказывает у тренеров не только мотивационные программы, но и тренинги продаж, переговоров, презентаций, а также занятия, посвященные навыкам эффективного лидерства и командообразования. Чем отличается работа с «сетевиками»? Прежде всего – высокой мотивацией аудитории. Эти люди искренне стремятся овладеть необходимыми навыками, активно принимают участие в играх и упражнениях, задают массу вопросов. Ведь они не получают фиксированной зарплаты, и прекрасно знают, что заработок будет зависеть исключительно от их личной активности: не продашь товар, сам останешься без денег. Вот почему они так хорошо воспринимают информацию, и готовы посвящать тренировкам каждую свободную минуту.

Мало того, сейчас во многих МЛМ-структурах появляются свои, внутренние тренеры. Как правило, это люди, длительное время работавшие в компании и занявшие высокую ступень в ее иерархии. Эти директора не только проводят эффективные тренинги, но и сами постоянно обучаются у специалистов, и к тому же, прекрасно знают аудиторию и продукты компании.

Тренинги открытых дверей. Еще один вариант работы бизнес-тренера: организовывать собственные тренинги, не обращаясь к провайдерам или напрямую в компании. Встает вопрос: как собрать участников на такой тренинг? Опросив опытных бизнес-тренеров и руководителей тренинговых центров по поводу эффективных способов рекламы, я выделил следующие из них:

  • «сарафанное радио» (информация о тренере и тренинге, которую участники передают своим друзьям и знакомым) - наиболее эффективная разновидность рекламы;
  • клиентская база данных тренера;
  • именная рассылка
  • книги тренера с рекламными вставками и статьи в газетах и журналах;
  • сайт тренера;
  • косвенная имиджевая реклама (выступления на радио и ТВ);
  • участие в выставках, конференциях и т.п.

Самый эффективный способ: постепенно набрать собственную клиентскую базу. Постоянным посетителям можно предлагать переработанные старые или совершенно новые программы – и неплохо на этом зарабатывать.

Бизнес-тренер может проводить тренинги за границей. Россия – страна огромная, и хороший тренер всегда найдет, где ему провести тренинг. Но и работа за рубежом, с русскоязычной аудиторией, открывает массу возможностей – и способов заработать. Мне самому приходилось выезжать за рубеж 22 раза, с самыми разными программами. Я побывал и в Германии, и в Австрии, и в Китае, и в Турции, и в Египте, и в ОАЭ… Поездки за рубеж – неизменно увлекательны, и при этом могут служить неплохой рекламой.

Возможно несколько вариантов работы бизнес-тренера за рубежом:

  • Приглашение в местную компанию для проведения тренинга. В этом случае, вся организация поездки ложится на плечи приглашающей стороны. Тренеру достаточно захватить с собой флэшку со слайдами, заметки с мини-лекциями, свои книги т.п. Как правило, в местных компаниях персонал достаточно мотивирован на усвоение материала тренингов
  • Приглашение на корпоративный тренинг от российской компании, которая решила разнообразить его, совместив с выездом своих сотрудников за рубеж. В этом случае вам также не придется беспокоиться об оргмоментах. Хотя группа и будет настроена на работу, очень многое зависит от ее мотивации и организации действа. Половина людей может просто не придти, отправившись вместо этого поплавать в бассейне – в конце концов, они за тренинг сами денег не платили. Но это и к лучшему: вы сможете работать с наиболее мотивированными и активными участниками, и никто не будет вам мешать.
  • Тренинг открытых дверей в другой стране. Здесь все уже не так просто: хотя туда наверняка придут участники ваших предыдущих тренингов, придется «заманить» и новых людей. При желании можно обратиться к компании-провайдеру: они и сами приедут, и людей подтянут. Однако подбор гостиницы и выкуп путевок вам придется осуществлять самостоятельно. Понадобится помощник, который будет заниматься трансфером участников, их размещением, улаживанием проблем (претензии, отмены поездок, смены номеров и т.п.), питанием, подготовкой аудитории и т.п. И все равно, главным организатором придется быть самому бизнес-тренеру. Активность участников на таком тренинге очень высока: эти люди сами его выбрали, сами выложили немалую сумму и приехали именно к данному, конкретному тренеру. Настроение у них приподнятое и работается с бизнес-тренером прекрасно.
  • В дальнее зарубежье, куда тренеров порой приглашают представители иностранных компаний или провайдеры выезжать сложнее: визы получать непросто. С другой стороны, русскоговорящая аудитория где-нибудь в Европе или Америке принимает тренера как родного: он, в какой-то степени – частичка покинутой Родины, и работать с этими людьми всегда очень интересно. В свое время, мне чрезвычайно нравилось выезжать в Германию, чтобы проводить тренинги для компаний, где работают наши соотечественники. Они слушают нашу музыку, читают наши книги, смотрят наши фильмы и легко воспринимают наш, русский юмор. Некоторые из них давно не были в России и с удовольствием обсуждают с тренером последние новости из страны. Такой тренинг – всегда праздник!

Поделиться:

Подпишитесь на полезные материалы для карьеры и бизнеса