Язык мимики и жестов
«Считывая» язык мимики и жестов, голосовых изменений, не забывайте о следующих моментах:
- Как правило, слова передают информацию, факты, сведения; а жестов и голос - отношение, чувства, эмоции;
- Осторожно с национальными различиями;
- Сам по себе, жест, выражение лица или тон может быть весьма двусмысленным (Интересно, собеседник трогает свой нос потому, что лжет – или потому, что просто нос зачесался?) Но если брать вместе слова, выражение лица, жесты и тон –все это вместе образует «группу, несущую определенное значение»;
- Если слова говорят одно, а язык жестов – другое, верьте языку жестов.
Как определить, что -
- Собеседник внимательно слушает:
- Голова поднята;
- Постоянно стремится посмотреть в глаза;
- Часто мигает;
- Кивает.
- Задает по существу много вопросов
- Собеседник оценивает, решает:
- Посасывает дужку очков, карандаш;
- Постукивает по подбородку;
- Смотрит вверх, в пространство.
- Морщит лоб
- Задает вопросы
- Кусает поджимает кусает губы
- Собеседник отвергает, не одобряет ваши слова:
- Откидывается, двигается назад;
- Руки сложены;
- Ноги скрещены;
- Голова чуть опущена вниз;
- Качает головой.
- Хмурится
- Поджимает губы
- Возражает
- Задает много вопросов
- Повышает голос
- Жестикулирует
- Собеседник авторитетен, уверен в себе:
- Руки сложены «пирамидкой»;
- Руки сцеплены за головой;
- Ноги на столе;
- Начальственная улыбка.
- Смотрит прямо в глаза. Держит взгляд
- Говорит громко, уверенно с напором
- Собеседник приходит к негативной оценке:
- Пальцы на подбородке. Большой палец под подбородком;
- Взгляд поверх очков.
- Насторожен
- Глаза уводит в сторону
- Откидывается назад
- Барабанит пальцами
- Интонации в голосе недоброжелательные, капризные, обвиняющие
- Собеседник враждебен, агрессивен:
- Наклоняется вперед;
- Выставляет шею;
- Постукивает пальцами;
- В упор смотрит в глаза, «прожигает взглядом»;
- Сжимает кулаки.
- Говорит на повышенных интонациях
- Использует указующие жесты
- Собеседник готов согласится:
- Закрывает бумаги, кладет ручку;
- Руки опускаются на колени, на стол;
- Выжидающий взгляд на коллег.
- Внешне расслаблен, улыбается
- Кивает головой,
- Задает вопросы
- Интонация в голосе доброжелательная
Приведенные выше схемы, разумеется, весьма приблизительны. Не стоит забывать, к примеру, о межкультурных различиях. Да, существуют практически универсальные типы реакций – например, смех и слезы. Но их использование может очень сильно варьироваться в контексте определенного социума. Есть и реакции специфические, на наш взгляд – очень странные. Как считывать эмоции собеседника и добиваться нужных результатов на переговорах подробно описано в книге "Как поставить собеседника на место".