Уровень адаптации к переменам и кризису
Как быстро оценить уровень адаптации к переменам и кризису.
Во время мирового кризиса и пандемии, что уже длится больше года, проводя онлайн-тренинги, консультации, я выявил у клиентов ряд проблем, связанных с ресурсом адаптации.
Все проблемы условно можно отнести к трем основным сферам: эмоциональная сфера, когнитивная сфера, поведенческая сфера.
Начнем с проблем в эмоциональной сфере.
1. Проблемы связанные с эмоциональной сферой:
- У клиентов часто отмечались состояния растерянности, тревоги, неуверенности в себе и в будущем. «Как будто сдулись, скукожились».
- Ощущение, что они перестали контролировать ситуацию, свою жизнь, свой бизнес.
- Пессимизм, доходящий до уныния и депрессии.
- Пропало состояние радости, драйва, что было у них до кризиса.
- Исчезновение «боевого духа», «Внутреннего стрежня», стойкости, умения держать.
2. Проблемы, связанные с когнитивной сферой:
- Многие клиенты говорили, что у них трудности с формулированием, анализом проблем в быстро меняющейся ситуации в стране. Как будто стреляешь по движущейся мишени, трудно прицелится, все время промахиваешься.
- Трудности с профессиональным мониторингом ключевых трендов в их бизнес нише.
- Сложности с принятием результативных и эффективных решений.
- Как быстро и качественно осваивать новые навыки.
- Наконец, как быстро корректировать свои старые убеждения, избавляться от ненужных и даже вредных убеждений.
3. Проблемы, связанные с поведением.
- Проблемы с ведением инновационных проектов.
- Сложности в создании эффективных команд, чтобы вести интегральные проекты.
- Проблемы с быстрой адаптацией к переменам.
Но как люди реагируют на перемены и кризис? Почему у некоторых людей есть проблемы с адаптацией? Что позволяет другим справляться со стрессом, адаптируясь к переменам.
Анализ копинг-стратегий по трем механизмам: эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
Естественно, есть адаптивные стратегии и дезадаптивные.
1. Эмоциональный копинг-механизм:
- Продуктивные стратегии: оптимизм, вера, надежда. решимость, настрой на преодоление препятствий уверенность в себе.
- Непродуктивные стратегии: состояние внутреннего напряжения, тревога, раздражение, агрессивность. Усиливающееся уныние, депрессия, покорность, безнадежность, самообвинение, чувство вины.
2. Когнитивный (вызов, осознанность проблемы, структурирование информации, рефлексия) копинг-механизм:
- Продуктивные стратегии: анализ проблемы. принятие цель, принятие решений, планирование.
- Непродуктивные стратегии: хаос в голове, растерянность пассивность, переживания интеллектуального тупика, смирение, растерянность, «хождение по кругу».
3. Поведенческий копинг-механизм:
- Продуктивные варианты: продуманная целенаправленная деятельность, запуск новых проектов, мониторинг деятельности и корректировка, сотрудничество, создание команд, сообществ.
- Непродуктивные варианты поведения: суета, паника, избегание активности пассивность, бездействие, «пускаем все на самотек», «куда кривая вывезет» избегание общения, новых контактов.
Оценив, какие у человека копинг-стратегии, можно предложить ему рекомендации по их корректировке, а значит повысить его уровень его адаптации к переменам.
Я выделяю 11 ключевых факторов, влияющих на уровень адаптации в современной ситуации:
- «Вечный ученик». Высокий уровень обучаемости, усвоения навыков.
- «Разведчик» Любопытство, тяга к новому.
- «Предохранитель» Высокий уровень самоконтроля эмоций, когнитивной сферы, поведения.
- «Упругость». Навыки антистресса, стойкость. Настрой на преодоление препятствий.
- «Энерджайзер». Высокий уровень энергетики, быстрая восстанавливаемость.
- «Автономность». Навыки самомотивации и самоподдержки.
- «Воин» Активность, решимость, склонность и риску.
- Оптимальная креативность. В центре клиент с быстро меняющимися запросами. Осторожный запуск инновационных проектов.
- «Робот» Практичность и рациональность в поведении. Четкие цели на ближайший период, нацеленность на результат.
- «Командность» Навыки работы в команде. Сотрудничество с другими компаниями.
- «Контролер» Постоянный мониторинг ситуации на рынке, мировых трендов, положения дел в компании через управленческий контур.