Оценка мотивационных мероприятий
Мотивационные мероприятия можно оценить с различных позиций.
- С позиции индивидуальности: все люди разные, мужчины отличаются от женщин, молодежь от «старичков», у них непохожие психотипы и ценности. Важно помнить, что для определенных сотрудников избранное мероприятие все равно не будет эффективным. На всех не угодишь. Следует задействовать больше работников и быть готовым к тому, что кто-то в любом случае останется недоволен.
- С позиции законности требований: важно, чтобы мероприятие было юридически безупречным. Задумайтесь: законно ли отправлять на рафтинг или прыжки с парашютом людей в возрасте (даже, если они сами этого жаждут)?
- С позиции «экологичности»: насколько избранное мероприятие сочетается с общей моралью и ценностями людей?
- С позиции временного периода: все имеет свойство заканчиваться, и даже самые яркие эмоции со временем угасают. Понравившаяся книга или фильм постепенно приедаются – то же самое случается и с мотивационными мероприятиями. Когда определенные ресурсы истощаются, люди уже не воспринимают свои «пряники» как должно, и даже начинают отказываться от них (например, если компания активно учит сотрудников и тренингов так много, что они просто не успевают переварить всю полученную информацию).
- С позиции дозированности: Не надо давать весь пряник целиком, отрезайте по кусочкам. Люди – существа интересные. Если два раза подряд повысить сотруднику зарплату, это вовсе не гарантирует стопроцентного увеличения эффективности труда. Тут как в Уголовном кодексе: люди должны четко знать, за что и сколько им причитается. Свои вознаграждения они получают от компании за конкретные показатели.
- С позиции затратности мер: большинство из перечисленных выше мероприятий принято называть «немонетарными». Но это вовсе не значит, что они не стоят денег! И организация бюджета, и совместное обучение сотрудников, и даже печать почетных грамот – все это может влететь в копеечку. Надо четко оценить, стоит ли овчинка выделки – вот почему так важна продуманная система критериев.
- С позиции эффективности: действительно ли показатели повысились в результате мотивационного проекта? Что делать, если они ухудшились? Если мотивировать сотрудников не получилось, важна обратная связь – в том ли направлении движется компания?
В одной из крупных компьютерных компаний всем сотрудникам на Новый год подарили ноутбуки. Казалось бы, ценный и полезный подарок! Однако кое-кто уже успел раньше обзавестись ноутбуком. И эти люди негромко говорили в коридоре: «Ну и зачем нам второй ноутбук? Лучше бы телевизор подарили или микроволновку…».
В одной из компаний решили коллективно отпраздновать юбилей. Но, как назло, он пришелся аккурат на Пасхальный пост. Часть сотрудников оказались людьми верующими и этот пост соблюдали. Естественно, им было крайне неприятно, когда окружающие предлагали выпить вина «за процветание компании» или покушать мяса. Сама по себе мотивационная задумка была неплохая, но из-за подобной оплошности сотрудники оказались демотивированы: ведь им показалось, что их заставляют делать то, чего они не хотят…
В одном из банков управляющий был так доволен своим телохранителем, что подарил тому… автомобиль «Ауди». Один из топ-менеджеров на это резонно заметил:
- Зачем было делать ему такой дорогой подарок? Вы уверены, что теперь он будет охранять вас лучше?
Не прошло и пары недель, как тот же топ-менеджер услышал, как телохранитель жалуется коллеге:
- Ну да, подарил он мне эту «Ауди». А толку: резина лысая и аккумулятор уже подсел!
В общем, будьте щедры, когда есть желание и возможность, но не стоит забывать, как важна дозированность для мотивационных мероприятий.
При разработке системы мотивации сотрудников следует руководствоваться еще несколькими нехитрыми правилами:
- Чем больше система стимулирования будет соответствовать внутренним побуждениям работников, тем она будет эффективнее. И наоборот: чем меньше она им соответствует, тем меньше будет толку от мотивации, сколько бы средств и времени на нее не затратили.
- Не следует выбирать способы мотивации персонала, основываясь на «личных ощущениях» менеджера. У людей есть свое мнение, свои мотивы и свои интересы! Их нужно понимать и изучать, получая информацию непосредственно из первоисточника. Поэтому необходимо отработать алгоритм сбора и анализа информации для оценки мотивации сотрудников.
- Все люди индивидуальны. И каждый сотрудник по-своему определяет мотивационные стимулы. Здесь важен персонализированный подход: надо знать, чем люди дышат! Именно при таком подходе мотивация будет эффективной.
- Необходимо пользоваться специализированными методиками для конкретизации степени мотивации: и у отдельных сотрудников, и в компании в целом. Мотивация складывается из множества критериев (условий труда, организации процесса труда, интереса к выполняемой работе, психологического климата в коллективе, оплаты труда, поведения вышестоящего руководства, профессионализма менеджеров, возможности самореализации, перспектив компании), учесть их все может только специалист. Измерения необходимо проводить регулярно, по одной и той же схеме. Это позволит определить верную стратегию мотивационных мероприятий.
- Все измерения, опросы и исследования должна проводить независимые эксперты. Иначе есть риск получить от сотрудников необъективную информацию, ведь многие будут стремиться угодить начальству.
- После того, как уровень мотивации станет ясен, нужно провести оценку используемых в компании стратегий стимулирования. То есть выяснить, как каждый из сотрудников оценивает конкретные меры стимулирования (материальные вознаграждения, соцпакет, моральные и организационные стимулы).
- Чтобы создать эффективную систему стимулов, необходимо максимально использовать пожелания самих сотрудников. Следует собрать их предложения: что надо добавить, а от чего лучше избавиться? Далее остается все это проанализировать, выбрать наиболее востребованные идеи и приступить к разработке проекта.
- Надо обязательно выявлять существующие в системе антимотивы и антистимулы! Их устранение значительно важнее, чем добавление новых стимулов или мотивов. Человека больше радует ликвидация минусов, нежели усиление плюсов. Это более действенный инструмент, дающий мощный положительный эффект.