Баннер Вагин
Тренинги и коучинг30 лет опыт

Переговоры и презентации. Эмоциональный интеллект.
Уверенность и самооценка.
Стрессоустойчивость.
Лидер и команда.
Личная эффективность.

  • Автор 55 книг по бизнес-психологии тиражом 15 млн.

  • технологии в корпоративном обучении.

  • Лидирует в топ-10 бизнес-тренеров России.

Как спорить с людьми

25.02.2014
Личная эффективность, Искусство общения

Нам нередко приходится спорить с начальством, коллегами по поводу различных вопросов, и нужно уметь отстоять свою точку зрения, не вступая в конфликт, а иногда и согласиться с точкой зрения оппонента, если ваша оказалась неправильной.

Много лет назад я учился в ординатуре по психиатрии. Как всегда по понедельникам проходили клинические разборы больных. Нередко на этих разборах возникали жаркие споры. Было интересно наблюдать, как маститые психиатры пикируются в ходе обсуждения состояния больного. Иногда, срываясь на повышенные тона и провоцируя этим на конфликты.

Но были и другие, которые умели спорить, не вступая в конфликт. Я многому у них научился.

Помню, как я представлял больного и высказал свой диагноз. Мой учитель, профессор, вежливо спросил меня, есть ли другие варианты диагноза? Я ответил, что таковых нет. Он мягко сказал: «Подумайте, Игорь Олегович, не спешите. Какие симптомы не укладываются в ваш диагноз и почему?»

Только позже я понял, как важно уметь правильно задавать вопросы при споре. Да он мог жестко сказать, что я не прав и дать свой диагноз, но он этого не сделал, пытаясь подтолкнуть меня к более объективному восприятию ситуации.

Мы благодарны нашим учителям, которые научили нас, как спорить с людьми по существу, не обижая другую сторону, не наживая себе врагов. Иначе люди становятся раздраженными, а порой и мстительными, особенно в присутствии других, когда вы тыкаете их носом в их собственные ошибки.

Этого вам могут не простить. Хотя, если вы правдолюбец и не боитесь врагов, считая, что у порядочных людей должны быть враги, тогда флаг вам в руки!

Учитесь управлять спорами, если хотите, конечно, конструктивно их решать, а не превращать свою жизнь в подобие передачи Соловьева «К барьеру». Но это – телешоу, там, чем скандал громче – тем лучше, а самые замечательные спорщики те, которые готовы подраться. Однако такие эмоции хороши лишь на телеэкране. В реальной жизни они только мешают.

Итак, что надо делать?

  • Спрашивать (чтобы узнать о критериях и принципах оппонента, чтобы прояснить неясности и проверить уровень понимания).
  • Внимательно слушать, что говорит оппонент.
  • Основываться на идеях оппонента.
  • Контролировать свои эмоции, оставаясь спокойным.
  • Демонстрировать обе стороны проблемы.
  • Выдвигая тезис, приводить аргументы.
  • Быть кратким.
  • Пользоваться ясным, простым языком.
  • Использовать примеры, аналогии.
  • Привлекать независимых экспертов, доказательства, прецеденты.
  • Твердо высказывать свою точку зрения.
  • Критиковать аргументы человека, но не его самого.

А вот, чего делать нельзя ни в коем случае:

  • Сразу переходить к жесткой критике оппонента.
  • Спорить, придираться по мелочам.
  • Говорить с сарказмом, быть «самым умным».
  • Перебивать, стараясь казаться «самым главным».
  • Заранее объявлять о несогласии.
  • Быть чересчур разговорчивым.
  • Использовать жаргон, непонятные, двусмысленные слова.
  • Говорить абстрактно.
  • Быть раздраженным, агрессивным.

Резюме.То, что люди спорят — это нормально, весь вопрос, в какой форме. Придерживайтесь правил спора, и вас будут считать умным человеком.

Поделиться:

Подпишитесь на полезные материалы для карьеры и бизнеса