Фасилитация. Десять приемов выхода из тупика в процессе фасилитации
Один из подводных камней в процессе фасилитации – это тупик в обсуждении, который может здорово осложнить работу фасилитатора. Как понять, что обсуждение зашло в тупик и нужно принимать соответствующие меры?
Симптомы, которые показывают, что обсуждение зашло в тупик:
- Падает групповая энергетика. Участники просто устали. Пора сделать перерыв или провести энергетические упражнения.
- Уменьшается количество предлагаемых участниками идей или вообще их нет. Участники в растерянности, молчат.
- Процесс обсуждения застопорился, участники возвращаются к старым темам, дискуссия затягивается.
Существует много приемов, помогающих вновь включить дивергентное мышление.
Первый прием «Вопросы вызовы». Фасилитатор задает фокусированные вопросы аудитории, чтобы пустить мысль в новом направлении.
Это могут быть открытые, провоцирующие вопросы:
- Как это сделать проще?
- Как это сделать лучше?
- Как это сделать эффективнее?
- Как это можно сделать по-другому?
А можно использовать специализированные вопросы по бизнес тематике:
- Как можно добиться поставленных показателей?
- Какие препятствия предстоит преодолеть?
- Как надо изменить систему вознаграждения сотрудников.
- Как вы собираетесь увеличить долю рынка?
- Каких клиентов намереваетесь привлечь?
Имеет смысл заранее создать список провоцирующих вопросов, я их называю «вопросы вызовы». Вопросы помогают активировать мышление участников обсуждения.
Второй прием «Оценить прошлое». Эксперт, ведущий фасилитацию, предлагает вновь пройти по всем записанным идеям и сделать выводы, спросив у людей: «Мы ничего не упустили?»
Третий прием «Пауза». Можно просто сделать паузу и помолчать около минуты. Фасилитатор просто молчит и смотрит на участников сессии.
Четвертый прием «Перерыв». Для разрядки ситуации сделать перерыв, хотя время перерыва по регламенту еще не пришло.
Пятый прием «Идти дальше». Предложить присутствующим двигаться дальше, перейти к дискуссии по другим вопросам, а к обсуждению тупиковой проблемы вернуться позже.
Шестой прием «Метод латерального мышления, ассоциаций». Данный метод я регулярно использую на моих тренингах и фасилитационных сессиях, демонстрируя яркие, драматичные, динамичные слайды: несущаяся яхта, выпрыгивающий из самолета парашютист, байдарка среди порогов, военная тематика, бой на ринге, соревнования бегунов или лыжников и т.п. Затем участников прошу сосредоточиться на этих картинках и подумать: как можно улучшить положение этих людей, как помочь им добиться успеха. Как парашютисту безопасно приземлиться? Как спортсмену преодолеть пороги? Как боксеру выиграть бой?
Участники тренинга расписывают различные варианты в отношении абстрактной ситуации на слайде. Бывает, что аудитория сразу преображается и начинает фонтанировать идеями.Далее ведущий спрашивает о том, какие ассоциации появляются в связи с их проблемой и ее решением. Эту методику также называют «раскачиванием» – люди находят новаторские решения путем выстраивания новых ассоциативных связей. Они начинают в ином свете видеть собственную ситуацию и уже обращают внимание на новые возможности, а не на тупики. И в итоге изобретают новые креативные решения.
Седьмой прием «Метафора». Этот метод я используюю для оживления ассоциативного мышления. Каждый из присутствующих описывает метафорой обсуждаемую проблему и через другую метафору предлагают ее решение. Можно устроить своеобразный конкурс метафор в виде рисунков и развесить на стене для дальнейшего сравнительного анализа.
Восьмой прием «Матрица креативных идей Игоря Вагина». Для удобства создания, разработки и принятия новых решений я разработал еще в 2002 году специальную матрицу. Внизу приведена таблица – заполняя ее клетки, можно придумать массу интересных идей. В столбике слева перечислены приемы креативного мышления. В строке справа – пути направления мышления.
Я использую в случае тупика свою креативную матрицу, которая помогает запустить фонтан новых, оригинальных идей.
Как пример, вам нужно придумать портфель идей для дальнейшего отбора.
Матрица состоит из приемов креативного мышления, расположенных в вертикальном столбце, и направлениях мышления, расположенных в горизонтальной строке. Заполняя таблицу, участники записывают свои идеи. А потом выстраиваем рейтинг идей, оцениваем их по параметрам затрат сложности внедрения.
Продукт | Сервис | Оплата | Маркетинг | Логистика | |
Два в одном | |||||
Смени параметр (больше, меньше, другой материал, другой цвет, другая форма оплаты. | |||||
Возьми из других сфер жизни | |||||
Свой продукт, услугу примени в других сферах жизни. | |||||
Возьми у конкурента | |||||
Сочетай несочетаемое |
Лучше, чтобы над матрицей работало сразу несколько человек, в режиме «мини-мозгового штурма»: все собираются вместе и обсуждают, какой вариант и в какой ячейке таблицы записать. Примеры:
- Что можно взять у конкурента? Ценовую политику, дизайн, ассортимент, качество изделий и т.п.
- Как использовать «два в одном»? Скомбинировать цену с доступностью товара: тот, кто готов ждать дольше – платит меньше и т.п.
- Как сменить формат? Сделать услугу доступнее, изменить ее, увеличить ассортимент и т.п.
- Что взять из другой сферы? Можно использовать приемы сетевого маркетинга в обычной торговле и т.п.
Девятый прием – анкета «Анализ возможностей». В тупике обсуждения мне хорошо помогает для активации мышления участников анкета «Анализ возможностей», с помощью которой можно быстро сгенерировать новые идеи.
Анализ наших возможностей «Четыре шага»
Первый шаг. Измените единицу вашего бизнеса
- Вы можете преподнести клиенту ваш товар другим способом?
- Вы можете варьировать цены и осуществлять платежи другим способом?
- Вы можете дать клиенту, что ему действительно нужно?
Второй шаг. Исправьте эксплуатацию ваших активов
- Вы можете привлечь внешних специалистов?
- Вы можете избавиться от некоторых активов?
- Вы можете использовать чужие активы
- Вы можете использовать ваши активы более интенсивно?
Третий шаг. Исправьте ваши показатели производительности
- Вы можете улучшить оценку вашей производительности?
- Вы можете использовать новые технологии?
- Вы можете опередить вашего конкурента по показателям производительности?
Четвертый шаг. Увеличьте скорость денежного потока
- Вы можете отложить платежи?
- Вы можете ускорить получение денег от клиента?
- Могут ли платежи поступать чаще?
Десятый прием «Оценка принимаемых решений». В заключении креативной сессии можно использовать батарею оценочных вопросов, которые помогут критически оценить ценность и перспективность ваших идей, выявить наиболее приоритетные.
Список оценочных вопросов вариантов полученных решений.
- Это решение отвечает интересам наших клиентов.
- Это решение усилит наш имидж?
- Это решение повысит доверие к нам со стороны наших клиентов?
- Мы готовы отказаться от повышения краткосрочных прибылей ради повышения долгосрочных.
- Мы идем по пути инноваций?
- Мы будем владеть технологией?
- Это усилит нашу конкурентоспособность?
Резюме: креативность в процессе фасилитации – это управляемый процесс, и нужно уметь профессионально работать с аудиторий, а не пускать все на самотек.
Мои советы:
- Нужно верить, что люли креативны и могут продуцировать инновационные идеи.
- Важно замотивировать людей на креативную работу, показать им, что их интересы напрямую связаны с результатами обсуждения.
По этой теме вы можете прочитать мои книги: «Умейте мыслить гениально» и «Слезь с дохлой кобылы» или пройти мой тренинг «Принятие решений». Желаю вам результативных сессий и множества прорывных идей!