Способы решения конфликта
Сделаем поэтапный разбор возможных способов решения конфликта.
Вентиляция эмоций: давно известно, что люди – существа эмоциональные. Пока человек не «разрядится», не выпустит пар, беседовать с ним невозможно: он не слышит ваших аргументов и сам никаких не приводит. В этом случае важно взять тайм-аут, либо побеседовать на нейтральную тему. В крайнем случае, дайте собеседнику открыто высказать все, что он думает – хотя психологически для вас это будет крайне тяжело.
Выяснение истинной сути (причины) проблемы: она может быть самой разной – амбиции, ревность, деньги… Или что-то еще? Пока не докопаетесь до сути, конфликт не разрешить. Помните: очень часто люди не называют истинную причину своего агрессивного настроя. Бывает, человек элементарно обижен из-за того, что вы ему денег не дали, а сам обвиняет вас в каком-то надуманном «недостойном поведении». Или все дело в его амбициях, а он придирается к бумагам. Или же причина в ревности, а он ссылается на несуществующее оскорбление. И таких примеров тьма: выше уже были перечислены основные причины конфликтов.
Анализ позиций и интересов: позиции бывает достаточно жесткими и не всегда ясными. Скажем, встречаются продавец и покупатель. Один хочет продать, другой – купить товар, но непременно требует скидку. Не озвучивая при этом другой свой интерес: что сделку ему надо оформить как можно скорее. Всегда стоит заранее выяснить, какой аспект для человека важнее… Позиция – цена, на которой он настаивает. Интересы – быстрота сделки, гарантии и т.п. Или другой «жесткий» случай: разводятся муж с женой. Но если обратится к их интересам, нередко оказывается, что их конфликт можно разрешить… В таком случае надо или приходить с собственным «портфелем предложений», или запрашивать такой же «портфель» у противника. Иначе приемлемого варианта не найти. Но только не надо навязывать неприемлемый – иначе конфликт разгорится с новой силой.
Анализ интересов других людей, втянутых в конфликт: в особенности, если это конфликт семейный, куда, как правило, включаются и все родственники. Но и производственные конфликты не исключение – один сотрудник может «подключить» и остальных. Замечено: чем меньше задействовано народу, тем легче решается конфликт. Ведь у каждого свои интересы, и сбалансировать все из них просто невозможно (вот почему так тяжелы разнообразные межнациональные споры). Так и на переговорах: два человека легко договорятся, а вот две делегации – лишь с большим трудом. Поэтому, по возможности, постарайтесь разбираться с ключевой фигурой, «отсекая» второстепенные лица.
Поиск взаимоприемлемых вариантов: всегда предлагайте несколько вариантов решения конфликта и требуйте от других участников спора разных вариантов его решения. Только перебор вариантов из длинного списка поможет вам найти наиболее приемлемое решение, которое устроит обе стороны. В противном случае конфликт останется нерешенным.
Анализ последствий принимаемого решения: следует всегда четко просчитывать, что принесет тот или иной вариант решения конфликта. Сначала продумайте негативный вариант развития событий, затем – нейтральный и только потом – успешный. Посмотрите, чем чревато принятое решение и как оно может «аукнуться» в будущем.
Заключение договора оно необходимо, чтобы избежать повторения конфликта. Вы и ваш собеседник должны знать, как себя вести, чтобы уйти от ненужных споров.
Самое главное – терпение, терпение и еще раз терпение.