Радость и религиозность. Часть 1
Говорят, что счастье и радость естественны для всякого верующего человека. Нет ни одной мировой религии, считающей счастье грехом. В православие уныние и вовсе считается тяжким грехом. И это неудивительно! Когда люди прибывают в радости, они получают удовлетворение от жизни. Радость сближает сердца и отгоняет страх, недоверие, подозрительность, несчастье. Мы все стремимся получить радость.
Давайте попробуем разобраться, что различные религиозные учения говорят о радости – и о способах ее достижения.
Радость и христианство
Христианство. В христианстве нет специального догмата о радости, но радостью пропитано все христианское учение. Даже главная книга новозаветных христиан Евангелие означает Благая, или Радостная Весть.
Другими словами, это сообщение о радости, которую предчувствовали и предсказывали ветхозаветные пророки, - о пришествие Миссии, которой спасет род человеческий от греха, ужаса одиночества, страха смерти. Миссия пришел в наш мир – Сын Божий, в своих проповедях открывший людям новую философию жизни, в основе которой – Любовь. И самое учение Христа – Благая Весть людям о возможности спасения.
Слово «радость» - одно из самых упоминаемых в Библии и Евангелии, а также в православных молитвах. Оно часто встречается в литургических текстах, гимнах, в названиях наиболее почитаемых в православии иконах Божьей Матери – «Всех скорбящих радость», «Нечаянная радость», «Трех радостей», «О Тебе радуется».
Серафим Саровский обращался к любому незнакомому человеку «радость моя». Действительно, радость в христианстве – категория в большей степени духовная, нежели материальная, но все прекрасное в окружающем мире, в том числе и сделанное человеком, - создано волей Господа, при его помощи и по его благословению, а значит, не может не радовать христианина.
Радость и иудаизм
Согласно иудейскому мировоззрению, отчаяние против веры. Ведь отчаявшийся человек отрицает реальность – существование Бога, который все управляет и каждому помогает. Депрессия, конечно, не преступление – но способна ввергнуть человека в страшную пропасть, сделать его слабым. Ведь отчаявшийся смеет решать за Творца, словно бы он способен перевернуть мир и вырвать свою судьбу из рук Бога!
Кстати, и причиной депрессии нередко становится обычное человеческое высокомерие: тот, кто понимает свои достоинства и ценит себя высоко, не станет так разочаровываться в себе, как тот, кто вообразил себя центром Вселенной. Если постоянно копаться в себе, депрессия гарантирована. Не лучше ли думать о том, как помочь другим?
На деле даже то, что кажется движением назад, ведет нас вперед. Ведь и пружина, сокращаясь перед толчком, сначала уходит назад… Главное, упорно работать – и в итоге ты все равно окажешься на шаг впереди.
Еврейские богословы также утверждают, что существуют преграды внутренние, происходящие из личных сомнений, и преграды снаружи, то есть преграды между людьми, мешающие творить добро. Радость и только радость способна ломать такие преграды! И потому не следует зацикливаться на своих несчастьях.
Конечно, сердцу не прикажешь, невозможно радоваться по чьему-то указанию. Однако наши мысли и дела подконтрольны нам.
В иудаизме предусматриваются произнесения особых благословений – благодарностей Богу за созданный мир. Их полагается произносить, наслаждаясь запахом цветов и растений или, например, приятных духов. Ведь запахи – источник радости. Благодарить Бога полагается при получении добрых вестей или когда впервые в этом году вкушаешь тот или иной сезонный плод.
Особые формулы благословения произносятся и в печальных ситуациях: когда иудеи узнают о смерти близкого человека или же о наводнении, пожаре и т.п. Всевышнего нужно благословлять всеми силами души за то, что он посылает – и за доброе, и за дурное, все надо принимать с любовью и радостью.
Особую формулу произносят, благодаря господа за спасение, люди, совершившие длительное путешествие (на корабле, самолете и т.п.), «прошедшие пустыню» (спасшие в автокатастрофе, при горном обвале, на войне), пережившие тяжелую болезнь или вышедшие из мест лишения свободы. Важность благодарности и принятия всех обстоятельств жизни с радостью в сердце – один из краеугольных камней иудаизма.
Вторую часть статьи «Радость и религиозность» можно прочитать здесь.
Для тренировки чувства радости полезен коучинг по теме «Драйв-менеджмент», подробно о коучинге тут.