Работа с клинковым оружием: катана, шашка, цзянь.
Особенности работы с клинковым оружием: катана, китайский меч цзянь, сабля, шашка и филиппинские палки
Я уже 20 лет тренируюсь с разными видами клинкового оружия и филлипинскими палками. И своим клиентам я настоятельно рекомендую подобные тренировки. А кто из вас в детстве не дрался как мушкетер, рыцарь на палках со своими друзьями, отрабатывая приемы нападения и защиты?
С шашкой я познакомился еще в далеком 1996 году в Ессентуках, когда проводил свои тренинги. Местные казаки научили меня основным ударам шашкой показали секреты как правильно рубить лозу. В середине 80 х годов мой сосед по дому дипломат из Китая научил меня, как фехтовать китайским мечом Цзянь. А уже с 2014 года я посещал семинары по Иайдо, учитель Секигути Комей, патриарх школы Мусо Дзикиден. Мой опыт показывает, что разное клинковое оружие требует особых стоек, механики удара и психологического настроя.
Рассмотрим ключевые моменты разных школ.
1. Японская катана
Стойка:
- Ноги в положении дзэнкуцу-дати (передняя нога согнута, задняя вытянута) или коба-дати (стойка всадника).
- Заземление – вес распределен на двух ногах, ощущение "врастания" в землю.
- Плечи расслаблены, но с ощущением "натянутой тетивы" перед ударом.
Удар клинком:
- Движение начинается от бедер и таза, плечи разворачиваются в последний момент.
- Удар как хлест плетки – резкое ускорение в конце траектории. мастера приводят такую метафору: как будто бросаешь спининг, стряхиваешь краску с кисточки.
- Кисть добавляет хлесткость (механизм фури-кабури – подъем меча и кимото – резкое опускание).
Передвижение:
- Сурьяси (скользящие шаги), избегание лишних подпрыгиваний.
- Тай-сабаки (уклоны корпусом) вместо блоков.
Психология:
- Дзансин – состояние непрерывной осознанности даже после удара.
- Мушин – "пустота ума", отсутствие зацикленности на технике.
2. Китайский меч цзянь (прямой меч)
Стойка:
- Корпус прямой, без сильного наклона вперед. Как будто товя голова привязана к небу.
- Плечи расслаблены, но с ощущением "натяжения струны" вдоль тела.
Удар мечом:
- Сила идет от земли через ноги, спину и руку – удар не рукой, как бы всем телом всем телом.. Прямой удар вперед идет от земли с включением бедер и разворотом плеч.
- "Толчок от земли" – импульс начинается в стопах, раскручивается через таз и и поворот плеч. Конец удара сопровождается резким движенимем кисти.
- Короткие хлесткие движения, как кнут, без замахов.
Передвижение:
- Плавные шаги с постоянным контролем центра тяжести.
- Разворот бедер и плеч синхронно с ударом.
Психология:
- "Тихое" состояние – концентрация без напряжения.
- Управление ци (энергией) – ощущение потока силы через меч.
3. сСтойка:
- Более расслабленная, чем в японской или китайской технике. заземление, ощущение стоящих стоп.
- Плечи естественно опущены и расслаблены, корпус слегка повернут боком.
Удар:
- Хлесткий режущий удар с "волной" от плеча. А иногда от ног, техника "Пружинка".
- В шашке – круговые удары с подшагом, акцент на скорость и хлесткость.
- В сабле – круговые резы с разворотом корпуса.
Передвижение:
- Частые подшаги и смены уровня (уклоны в приседе).
- "Петляющие" перемещения – обход противника по дуге.
Повороты вокруг оси тела, если идет бой с несколькими противниками.
Психология:
- Управляемая агрессивная напористость, но без потери контроля.
- Импровизация – меньше жестких форм, больше вариативности, адаптации к боевой ситуации.
4. Филиппинские палки (Арнис/Эскрима/Кали)
Стойка:
- Ноги полусогнуты, вес на передней части стоп.
- Плечи расслаблены, локти не прижаты.
Удары палками:
- Короткие и длинные хлесткие удары с кистевым ускорением.
- "Удар-возврат" – после удара сразу защита или следующий удар.
- Вращение палки для увеличения скорости.
Передвижение:
- "Треугольные шаги" – смещение по диагонали.
- Гибкая работа корпусом (уклоны, ныряние под удары).
Психология:
- Состояние "Поток" – непрерывность атак и защит.
- Чтение ритма противника и его сбивание.
Общие принципы:
✅ Заземление – устойчивость через расслабленные, но сильные ноги.
✅ Разворот плеч и таза – мощность удара идет от бедер.
✅ Хлесткость – удар не мышцами, а кинетической волной.
✅ Психология – спокойствие в движении, отсутствие "залипания".
Каждое оружие требует своей механики движения, но база всегда одна: расслабленность, скорость и контроль.
Какой стиль вам ближе?
Я уже 20 лет тренируюсь с разными видами клинкового оружия и филлипинскими палками. И своим клиентам я настоятельно рекомендую подобные тренировки. А кто из вас в детстве не дрался как мушкетер, рыцарь на палках со своими друзьями, отрабатывая приемы нападения и защиты?
С шашкой я познакомился еще в далеком 1996 году в Ессентуках, когда проводил свои тренинги. Местные казаки научили меня основным ударам шашкой показали секреты как правильно рубить лозу. В середине 80 х годов мой сосед по дому дипломат из Китая научил меня, как фехтовать китайским мечом Цзянь. А уже с 2014 года я посещал семинары по Иайдо, учитель Секигути Комей, патриарх школы Мусо Дзикиден. Мой опыт показывает, что разное клинковое оружие требует особых стоек, механики удара и психологического настроя.
Рассмотрим ключевые моменты разных школ.
1. Японская катана
Стойка:
- Ноги в положении дзэнкуцу-дати (передняя нога согнута, задняя вытянута) или коба-дати (стойка всадника).
- Заземление – вес распределен на двух ногах, ощущение "врастания" в землю.
- Плечи расслаблены, но с ощущением "натянутой тетивы" перед ударом.
Удар клинком:
- Движение начинается от бедер и таза, плечи разворачиваются в последний момент.
- Удар как хлест плетки – резкое ускорение в конце траектории. мастера приводят такую метафору: как будто бросаешь спининг, стряхиваешь краску с кисточки.
- Кисть добавляет хлесткость (механизм фури-кабури – подъем меча и кимото – резкое опускание).
Передвижение:
- Сурьяси (скользящие шаги), избегание лишних подпрыгиваний.
- Тай-сабаки (уклоны корпусом) вместо блоков.
Психология:
- Дзансин – состояние непрерывной осознанности даже после удара.
- Мушин – "пустота ума", отсутствие зацикленности на технике.
2. Китайский меч цзянь (прямой меч)
Стойка:
- Корпус прямой, без сильного наклона вперед. Как будто товя голова привязана к небу.
- Плечи расслаблены, но с ощущением "натяжения струны" вдоль тела.
Удар мечом:
- Сила идет от земли через ноги, спину и руку – удар не рукой, как бы всем телом всем телом.. Прямой удар вперед идет от земли с включением бедер и разворотом плеч.
- "Толчок от земли" – импульс начинается в стопах, раскручивается через таз и и поворот плеч. Конец удара сопровождается резким движенимем кисти.
- Короткие хлесткие движения, как кнут, без замахов.
Передвижение:
- Плавные шаги с постоянным контролем центра тяжести.
- Разворот бедер и плеч синхронно с ударом.
Психология:
- "Тихое" состояние – концентрация без напряжения.
- Управление ци (энергией) – ощущение потока силы через меч.
3. сСтойка:
- Более расслабленная, чем в японской или китайской технике. заземление, ощущение стоящих стоп.
- Плечи естественно опущены и расслаблены, корпус слегка повернут боком.
Удар:
- Хлесткий режущий удар с "волной" от плеча. А иногда от ног, техника "Пружинка".
- В шашке – круговые удары с подшагом, акцент на скорость и хлесткость.
- В сабле – круговые резы с разворотом корпуса.
Передвижение:
- Частые подшаги и смены уровня (уклоны в приседе).
- "Петляющие" перемещения – обход противника по дуге.
Повороты вокруг оси тела, если идет бой с несколькими противниками.
Психология:
- Управляемая агрессивная напористость, но без потери контроля.
- Импровизация – меньше жестких форм, больше вариативности, адаптации к боевой ситуации.
4. Филиппинские палки (Арнис/Эскрима/Кали)
Стойка:
- Ноги полусогнуты, вес на передней части стоп.
- Плечи расслаблены, локти не прижаты.
Удары палками:
- Короткие и длинные хлесткие удары с кистевым ускорением.
- "Удар-возврат" – после удара сразу защита или следующий удар.
- Вращение палки для увеличения скорости.
Передвижение:
- "Треугольные шаги" – смещение по диагонали.
- Гибкая работа корпусом (уклоны, ныряние под удары).
Психология:
- Состояние "Поток" – непрерывность атак и защит.
- Чтение ритма противника и его сбивание.
Общие принципы:
✅ Заземление – устойчивость через расслабленные, но сильные ноги.
✅ Разворот плеч и таза – мощность удара идет от бедер.
✅ Хлесткость – удар не мышцами, а кинетической волной.
✅ Психология – спокойствие в движении, отсутствие "залипания".
Каждое оружие требует своей механики движения, но база всегда одна: расслабленность, скорость и контроль.
Какой стиль вам ближе?