Насильно мил не будешь! Команда - дело интимное!
Почему команды разваливаются и не дают ожидаемого результата?
Друзья, недавно проводил тренинг Командообразование и задумался, а всегда ли нужно создавать команды в компаниях? А профессионально ли мы подходим к построению команд?
Я не против построения команды, командного взаимодействия, когда это сделано по уму.
Что греха таить, я и сам провожу тренинги по командообразованию и считаю, что в некоторых случаях команды могут быть эффективными и давать великолепные результаты.
Но решать серьезные проблемы в компании только путем создания команд, без учета ряда условий, я считаю бесполезным и даже вредным. Это как строить небоскреб без надежного фундамента.
Друзья, задумаемся, а хорошо ли, когда людей насильно загоняют в команды, работать над проектами в компании, вынуждая их к тесному межличностному взаимодействию с неприятными для них людьми. А если бы вам насильно навязывали жен, мужей, друзей, вы бы юмор поняли?
Бывает и так, что люди долго не могут договориться между собой, не чувствуя себя в команде одним целым механизмом, системой. Они ощущают, что отдельные детали плохо взаимодействуют друг другом, а иногда просто блокируют работу всего механизма, что заканчивается коммуникативным тупиком.
Кто-то скажет, ты находишься в компании, а не в клубе по интересам. Тебе платят деньги за работу, а не за то, чтобы тебе было комфортно. Да, есть такая точка зрения. Но может можно сделать так, чтобы «и волки были сыты и овцы целы».
Есть такое понятие, как психологическая совместимость. И если ее нет в команде, то у некоторых участников команды могут появиться такие симптомы, как дискомфорт, напряжение, тревога и раздражение, что чревато повышением уровня стресса для самих участников команды. А далее начнутся ссоры, конфликты внутри команды в целом.
Известно, что психологическая совместимость бывает как на психофизиологическом уровне, так и на уровне социальнопсихологическом. Вы и сами замечали, что одни люди нам нравятся, а другие – нет. С одними мы легко выстраиваем отношения и продуктивно сотрудничаем, а с другими – нет.
Некоторым людям не то чтобы работать в команде, а находиться в одной комнате с другим неприятным человеком уже тяжело.
Причиной антипатии следующие: разные темпераменты, психотипы, привычки, убеждения. Чрезмерное занудство или поверхностность, легкомысленность суждений, чрезмерный юмор и веселость или отсутствие таковых, излишняя абстрагирование мышления или чрезмерная конкретность.
Конечно, вы скажете, что идеально совместимых людей нет. Да, это так, но лучше, если в команде будут относительно совместимые люди. Психологическая совместимость – это не значит, что люди схожи по ряду характеристик. Это значит, что есть баланс сходства и взаимодополнения членов команды.
Можно заставить людей работать вместе, но они будет делать командную работу через силу, а можно подобрать людей готовых к сотрудничеству в данной команде, с высоким уровнем психологической совместимости. Второй вариант и проще и экологичней.
Тогда для чего тогда нужны специалисты: коучи, тренеры, координаторы, лидеры команд и будет прав. Но в этом случае, больше времени будет уходить не на работу над проектом, а на муторное прохождение этапов командного взаимодействия. Понадобится выстраивание оптимальных коммуникаций внутри команды с опорой на разработанные правила, общие цели и ценности, что в конечном итоге потребует ненужных временных и энергетических затрат.
Конечно, можно обсудить цели и ценности каждого члена команды и попытаться привести их к общему знаменателю. Иногда это удается. Но бывает и так, что люди на словах, принимая ценности и цели группы, на деле остаются при своих ценностях и целях. Вот одна из причин развала некоторых команд.
Есть еще люди, которым работа в команде противопоказана – индивидуалисты. Им комфортней работать в одиночестве, вне команды. Так им легче сконцентрироваться на своей работе. Такие люди встречаются среди врачей, программистов, художников, писателей, дизайнеров, бухгалтеров.
Иногда руководители думают, что некоторые серьезные проблемы в компании можно решить, просто создав эффективную команду. Да, можно, если при этом четко работают несколько факторов:
- Адекватная система мотивационных мероприятий.
- Комфортные условия труда.
- Четко прописаны должностные инструкции, регламенты.
- Отлажена эффективная система управления персоналом.
- В целом позитивный психологический климат в компании.
Только при таких условиях работа команды будет максимально эффективной. Времена Павла Корчагина из романа «Как закалялась сталь» безвозвратно прошли.
Резюме. Что все-таки нужно делать, чтобы сформировать эффективную команду, энергетически заряженную на достижение амбициозных целей и высокие результаты?
- Создавая команду, оцените наличие выше перечисленных факторов.
- И не нужно индивидуалистов запрягать, как всех прочих в одну упряжку.
- Важно определить психологическую совместимость сотрудников, которая проверяется специальными тестами, анкетированием, социометрией и наблюдением за персоналом.
- Для этого можно использовать диагностическую систему PDA, которая предлагает уникальную возможность профессионально оценить совместимость будущих членов коллектива, что поможет создать более эффективные команды для высоких достижений.
- Одним из инструментов улучшения качества коммуникаций внутри компании и повышения командного взаимодействия является тренинг эмоционального интеллекта или коучинг эмоционального интеллекта. Проведение подобных тренингов значительно смягчает коммуникативные трения в процессе формирования команды.
Но я уверен, что создание команды и работа в команде категорически необходима для осуществления сложных, системных проектов, где без взаимодействия разных специалистов невозможно комплексное решение актуальных проблем для развития компании в условиях драматических вызовов, постоянно меняющейся бизнес среды.