Коучинг эмоционального интеллекта
Или как я использовал опыт фридайвинга в коуч-сессиях с моими клиентами.
Друзья, коллеги, сначала к вам вопрос: «Кто из вас занимался дайвингом и фридайвингом? Фридайвинг – ныряние без акваланга. Я всегда стараюсь учиться у самых лучших тренеров. Я прошел курс фридайвинга Натальи Молчановой, многократной чемпионки. Она ныряет на сто метров в глубину и может задерживать дыхание на 8 минут 30 секунд. Мне, как психиатру, психотерапевту, психологу, было особенно интересно узнать, как психологически настраиваться на длительное погружение под воду, используя психологические приемы и психотехники.
Я спросил Наталью, есть ли специальный алгоритм настроя на длительное погружение? Оказалось, что такой алгоритм есть. Он основан на тотальной осознанности фридайвера и ответственности перед собой за свою жизнь и здоровье. Этот алгоритм включает несколько правил.
- Первое – нужно визуализировать, как осуществляешь весь цикл погружения под воду и всплытия.
- Второе – необходимо максимально расслабиться, чтобы экономить кислород. Когда мы напряжены, мы больше расходуем кислород.
- Третье – важно оставаться спокойным, нельзя поддаваться панике.
- Четвертое – нужно научиться получать удовольствие от погружения, от фридайвинга. Погружаться нужно в состоянии радости.
- Пятое – важно ощущать гармонию с организмом, не создавать себе запредельных условий, чувствовать, когда нужно выныривать, не насиловать свой организм.
Метод обучения Натальи Молчановой можно назвать коучингом. Главными принципами любой школы коучинга являются: осознанность и ответственность. Молчанова успешно тренирует у фридайверов навык осознанности – умение слушать свой организм и приучает их к ответственности за себя, свое здоровье и свою жизнь.
На тренингах она дает базовые инструменты коучинга: постановка цели, визуализация цели, разработка плана действий на пути достижения цели, эффективное использование своих ресурсов. Как и в коучинге во фридайвинге важны ценности, стоящие за целью самого погружения: получение удовольствия, кайфа, свободы и легкости, счастья или достижения высоких спортивных результатов, рекордов.
Наталья Молчанова использует принципы развития эмоционального интеллекта: наблюдение за своими эмоциями, понимание своих эмоций, управление своими эмоциональными состояниями, достижение оптимального эмоционального профиля для достижения своих целей, в частности, эффективного путешествия под водой.
На тренинге Молчановой дается тест-упражнение: поднять на поверхность партнера с глубины шести метров. Партнер изображал утонувшего, а второй спасателя. Я, используя описанный выше алгоритм психологической подготовки к погружению, легко поднял с глубины шесть метров человека и был очень этим доволен. Для меня это был своеобразный рекорд.
Позже я спрашивал Наталью, есть ли какая-либо психотехника, чтобы быстро войти в нужное эмоциональное состояние. Она поделилась со мной отличной психотехникой «Деконцентрация внимания», суть которой распределить свое внимание на все внешние предметы и свои внутренние ощущения, при этом быстро развивается оптимальное трансовое состояние, необходимое для успешного погружения.
Техника деконцентрация внимания осуществляется в трех направлениях: визуальном, аудиальном и кинестетическом. Я сразу взял эту психотехнику на вооружение и с помощью нее нырял на глубину десяти метров.
Как все это можно использовать в коучинге эмоционального интеллекта руководителя? Ко мне на коучинг приходят руководители с проблемами эмоционального характера. Их буквально захлестывают негативные эмоции. Клиенты постоянно испытывают раздражение, напряжение, гнев, тревогу и уныние в результате целой полосы неудач. Используя коучинг и технологии развития эмоционального интеллекта, можно реально помочь в обретении оптимального, стабильного эмоционального состояния на работе, что является мощной профилактикой синдрома выгорания и хронической усталости.
Как можно использовать коучинг в развитии эмоционального интеллекта работе с клиентом? В начале коуч-сессии я задаю следующие вопросы:
- Какие эмоции испытывает клиент в настоящий момент на работе?
- Насколько они выражены в баллах от одного до десяти?
- Насколько эмоциональные состояния длительны?
- Устраивает ли его настоящие эмоциональные состояния?
- Помогают ли эти эмоции добиваться своих целей и управлять компанией?
- Какие эмоции он хотел бы испытывать в идеале на работе?
Для более тщательной диагностики эмоциональных состояний на работе я использую специально разработанную матрицу, где есть четыре модуля эмоциональный состояний:
Негативные эмоции
- Напряжение, тревога, раздражение и гнев.
- Скука, уныние, тревога, депрессия.
Позитивные эмоции
- Веселое общение, эйфория, радость
- Уверенность, решимость, состояние потока, драйв.
Выявив, в каких эмоциях пребывает мой клиент на работе, мы вместе ним работаем с видением: в каких эмоциональных состояниях он хотел бы быть. После чего клиент ставит конкретные цели по технологии СМАРТ, уточняем критерии желательного поведения и нужных эмоциональных состояний и их выраженности по шкале от одного до десяти баллов.
Далее мы рассматриваем, какие ценности находятся за этими целями. Ценности могут быть такие: свобода от негативных эмоций, умение радоваться, получать удовольствие, ощущение гармонии и полноты жизни.
Мы можем наметить план действий по управлению эмоциями, развитию эмоционального интеллекта, разбить план на отдельные задачи, шаги, написать дорожную карту. Подумать о возможных препятствиях на пути к достижению цели, и понять, какие внешние и внутренние ресурсы клиенту нужны.
Друзья, я вам желаю высокого эмоционального интеллекта: никогда не спорить сгоряча, не принимать важных решений в состоянии уныния, в хорошем настроении ничего лишнего не обещать другим.
Рекомендую по теме Эмоциональный интеллект мои аудиокниги «Радость. Как стать радостным!», «Управление эмоциями», «Гнев, обида, месть и предательство».