«Бирюзовые» организации в СССР
В своей стране пророков нет, свой родной опыт для нас – не руководство к действию!
Сейчас много пишут о культуре «бирюзовых», живых организаций.
Это действительно нечто новое для России или это у нас уже существовало?
А что было ровно тридцать лет назад в 1987 году в СССР, в Москве, на скорой психиатрической помощи? Я проработал на скорой помощи 15 лет в качестве фельдшера, врача-психиатра, старшего врача смены.
По всем канонам культура «бирюзовых» организаций отличается целым рядом параметров от культуры традиционных компаний современности.
Параметры бирюзовых организаций:
- Мало бюрократии
- Гибкий график работы у людей
- Важные для компании решения принимаются коллегиально
- Прозрачность оплаты работы сотрудников
- Нет жесткой иерархии
- Есть рабочие группы, команды
- Высокая ответственность за свою работу
- Персонал максимально вовлечен в работу компании
- Позитивный психологический климат в компании
Оценим на основании этих параметров работу скорой психиатрической помощи в Москве в 1987 году.
- Бюрократии было мало. Врачи заполняли только две бумаги: путевка в психиатрическую больницу и статистическая карта. И все!
- Врачи и фельдшера подавали за месяц вперед индивидуальный график дежурств и заявку на отпуск в желаемое для него время. Сами сотрудники решали, когда выходить на смену: в 8 часов, в 9 часов или вечером в 19 часов.
- Вся ответственность за работу бригады ложилась на врача. Он сам принимал решения на вызове. Никто не мог указывать врачу, хотя многие пытались: сотрудники КГБ, МВД, начальники всех рангов. Врач и заведующий быстро ставили их на место.
- Обычно бригада состояла из врача, двух фельдшеров и водителя. Нередко люди работали вместе в одной бригаде годами. Это были настоящие команды. На вызове всегда можно был получить удар шилом, ножом, топором от психически больного. Поэтому действовать нужно было быстро и слаженно.
- Важные решения по работе подстанции принимались на общих собраниях. Тематика собраний: «Как улучшить качество работы бригад», «Как быстрее приезжать на вызов», «Как юридически лучше оформлять бумаги», «Как улучшить качество быта сотрудников на подстанции», «Как распределять премии».
- Заведующий подстанцией выступал больше как фасилитатор, чем как начальник, называя нас «Академиками». Кстати, когда у сотрудников были проблемы с деньгами, то и врачи, и фельдшера, и водители шли занимать деньги у заведующего, и он никогда не отказывал.
- Врачи постоянно проходили курсы повышения квалификации, получали высшие и первые категории. Несколько врачей писали кандидатские диссертации.
- В перерывах между выездами на подстанции летом можно было поиграть в волейбол, была натянута настоящая сетка, настольный теннис, поработать со штангой, постучать по мешку. А еще были бильярд, шахматы, шашки и домино. В свободное от работы время, мы могли посещать бассейн Олимпийский, теннисные корты в Лужниках, курсы рукопашного боя на кафедре самбо и дзюдо в Институте физкультуры.
- Среди врачей много было интересных людей: четыре кандидата наук, художник, режиссер, писатель, поэт и даже священник. Стаж работы у большинства врачей был больше 15 лет.
-
Психологическая атмосфера на станции была потрясающая.
Ты мог прийти на работу уставший, с похмелья, в унынии, но через полчаса пребывания на работе ты уже был в драйве. Шутки, стихи, истории сыпались со всех сторон.
- Отношение к персоналу со стороны руководства было предельно уважительным. Без нужды руководитель никого не дрессировал в порядке профилактики.
- Были прозрачные, четкие критерии оплаты: количество дежурств, стаж, надбавки, ночные. Поэтому не было интриг, сплетен, конфликтов и саботажа.
Четыре фактора создавали «бирюзовую» культуры организации Скорой психиатрической помощи Москвы.
- Стиль управления заведующего. Демократический.
- Высокая заработная плата. Врачи зарабатывали до 500 рублей.
- Позитивная психологическая атмосфера.
- Высокий профессиональный уровень врачей.
У нас в России есть свой уникальный опыт выстраивания культуры «бирюзовых» организаций. Может нужно использовать его, а не перечитывать западные книжки?