Радость и религиозность. Часть 2

Радость. Как стать радостнымПервую часть статьи «Радость и религиозность» вы можете прочитать здесь.

Радость и ислам.  Радость имеет особое значение и для приверженцев ислама. «Светский» мусульманин  может не  соблюдать пост или не читать молитв – но он никогда не станет сомневаться в существовании высшей силы, которая управляет его жизнью.  Вера в Бога – источник надежды для мусульманина, как бы тяжела не оказалась его судьба. Важную роль играет и чувство благодарности:  Аллаха благодарят даже за неприятные события – кто  знает, возможно, все могло быть куда хуже!

Именно поэтому общение с семьей и друзьями  для мусульманина – самое главное в жизни. Во многом иллюзорная эффективность работы и продвижение по карьерной лестнице, по которому сходят с ума европейцы, на Востоке не на первом месте и даже не на втором. Работать полагается, не перенапрягаясь. Дела приходят и уходят, а родные люди остаются. Ведь для любого мусульманина семейные и дружеские связи остаются для них главным источником радости и счастья.

Даже достаточно сложные религиозные обязанности: вроде поста в Рамадан, когда до захода солнца нельзя ни пить, ни есть, для верующего мусульманина служат источником радости. Согласно часто цитируемым словам пророка Мухаммада: «У постящегося две радости: одна – когда он разговляется, другая – когда предстанет пред Всевышним и порадуется за соблюденный им пост”.

Особое место в исламе отводится отрицанию так называемого «ложного аскетизма». Имеется в виду  отречение  от всего земного,  отказ от активных действий и борьбы, вплоть до отрицания вещей, физически необходимых каждому человеку ради эфемерных духовных поисков. Ведь жизнь требует усилий, материальных ресурсов и активных действий.  Мусульмане считают, что отгородившийся от жизни аскет не способен содействовать развитию добра в мире. Недаром исламский мулла может жениться и не один раз, что строжайше запрещено, к примеру, католическому священнику.

Способствует умению находить радость и особое отношение ко времени в исламе. Не раз подчеркивалось, что ислам не поощряют трату времени на бесполезные или даже вредные вещи (вроде алкоголя, азартных игр и т.п.). Если отдавать на это драгоценное время жизни, то попросту не успеешь сделать все, что тебе было предназначено. В то же время, не следует спешить, стараться “опередить время”. Излишняя поспешность лишает результата. Жизнь должна быть не в тягость, а в радость, радость усилий, радость успеха, радость преодоления испытаний…

Радость и буддизм.  Далай-Лама 14-ый не раз подчеркивал: счастье – основная цель человеческой жизни, причем вне зависимости от религии.  Ведь все люди ищут лучшего… Существует заложенный в нас «уровень счастья», который не зависит от внешних обстоятельств. Но наше чувство удовлетворения зависит от нашей склонности все сравнивать.  Счастье и беду мы познаем только в сравнении.

Буддизм утверждает: счастье достижимо, но это вещь непростая. У счастья несколько составляющих: богатство, мирское удовлетворение, духовность и просветление. Понятно, что обычного человека волнует все же не просветление, а счастье в мирском смысле.  И здесь источников счастья несколько: например, хорошее здоровье, материальные блага, наличие друзей и любимого (любимой)

Мы все чего-то желаем. По словам Далай-Ламы, одни из этих желаний полезны, другие – нет.  Чрезмерные желания, основанные на сверхожиданиях, ведут к алчности. Алчность разрушительна, и противоядие от нее лишь одно – внутреннее удовлетворение. Иначе вы будете постоянно гнаться за исполнением желаний – только для того, чтобы хотеть все больше и больше.

Но как достичь внутреннего удовлетворения, как быть радостным? Получить все, чего хочешь? Это физически невозможно. Надо не просто «иметь то, что хочешь», надо еще и «ценить то, что имеешь».

Актер Кристофер Рив, исполнитель роли «Супермена», который позднее получил тяжелейший перелом позвоночник и остался на всю жизнь прикован к инвалидной коляске, рассказывал, что чувство бессилия и отчаяния, мучившее его поначалу исчезло сравнительно быстро. Куда сложнее было справиться с уколами зависти: ведь всем вокруг было так просто ходить, сидеть, двигать руками и ногами – чего он был лишен на всю жизнь.  Тогда он понял, что единственный выход для него – обратить внимание на то, что у него осталось.  Ведь мозг у него не был поврежден! Актер стал вести разъяснительную работу, помогать другим больным, устраивать благотворительные сборы средств и многое другое. И это принесло ему счастье и удовлетворение.

Терпимость к страданию – еще один важный момент. С точки зрения буддистов,  те, кто всеми силами стремится избежать страданий, в трудные моменты  отчаиваются, становятся нетерпимыми. Их жизнь превращается в кошмар.  И, напротив, тем, кто понимают, что страдания естественны, куда спокойнее воспринимают перипетии судьбы. Излишнее внимание к мелочам также усиливает наши страдания – многие из которых можно было бы избежать. Обычно в конце своих выступлений Далай –лама 14  проводит медитацию Радости , как бы делая вывод о важности переживания эмоций радости.

Для тренировки чувства радости вам помогут аудиокниги «Драйв-Менеджмент», «Управление радостью» и индивидуальный или групповой тренинг «Эмоциональный интеллект», с программой тренинга можно ознакомиться здесь.