Насильно мил не будешь! Команда - дело интимное!

Лидер и команда, командообразование и лидерствоПочему команды разваливаются и не дают ожидаемого результата?

Друзья, недавно проводил тренинг Командообразование и задумался, а всегда ли нужно создавать команды в компаниях? А профессионально ли мы подходим к построению команд?

Я не против построения команды, командного взаимодействия, когда это сделано по уму.

Что греха таить, я и сам провожу тренинги по командообразованию и считаю, что в некоторых случаях команды могут быть эффективными и давать великолепные результаты.

Но решать серьезные проблемы в компании только путем создания команд, без учета ряда условий, я считаю бесполезным и даже вредным. Это как строить небоскреб без надежного фундамента.

Друзья, задумаемся, а хорошо ли, когда людей насильно загоняют в команды, работать над проектами в компании, вынуждая их к тесному межличностному взаимодействию с неприятными для них людьми. А если бы вам насильно навязывали жен, мужей, друзей, вы бы юмор поняли?

Бывает и так, что люди долго не могут договориться между собой, не чувствуя себя в команде одним целым механизмом, системой. Они ощущают, что отдельные детали плохо взаимодействуют  друг другом, а иногда просто блокируют работу всего механизма, что заканчивается коммуникативным тупиком.

Кто-то скажет, ты находишься в  компании, а не в клубе по интересам. Тебе платят деньги за работу, а не за то, чтобы тебе было комфортно. Да, есть такая точка зрения. Но может можно сделать так, чтобы «и волки были сыты и овцы целы».

Есть такое понятие, как психологическая совместимость. И если ее нет в команде, то у некоторых участников команды могут появиться такие симптомы, как  дискомфорт, напряжение, тревога и раздражение, что чревато повышением уровня стресса для самих участников команды. А далее начнутся ссоры, конфликты внутри команды в целом. 

Известно, что психологическая совместимость бывает как на психофизиологическом уровне, так и на уровне социальнопсихологическом. Вы и сами замечали, что одни люди нам нравятся, а другие  нет. С одними мы легко выстраиваем отношения и продуктивно сотрудничаем, а с другими  нет.

Некоторым людям не то чтобы работать в команде, а находиться в одной комнате с другим неприятным человеком уже тяжело.

Причиной антипатии следующие: разные темпераменты, психотипы, привычки, убеждения. Чрезмерное занудство или поверхностность, легкомысленность суждений, чрезмерный юмор и веселость или отсутствие таковых, излишняя абстрагирование мышления или чрезмерная конкретность.

Конечно, вы скажете, что идеально совместимых людей нет. Да, это так, но лучше, если в команде будут относительно совместимые люди. Психологическая совместимость – это не значит, что люди схожи по ряду характеристик. Это значит, что есть баланс сходства и взаимодополнения членов команды.

Можно заставить людей работать вместе, но они будет делать командную работу через силу, а можно подобрать людей готовых к сотрудничеству в данной команде, с высоким уровнем психологической совместимости. Второй вариант и проще и экологичней. 

Тогда  для чего тогда нужны специалисты: коучи, тренеры, координаторы, лидеры команд и будет прав. Но в этом случае, больше времени будет уходить не на работу над проектом, а на муторное прохождение этапов командного взаимодействия. Понадобится выстраивание оптимальных коммуникаций внутри команды с опорой на разработанные правила, общие цели и ценности, что в конечном итоге  потребует  ненужных временных и энергетических затрат.

Конечно, можно обсудить цели и ценности каждого члена команды и попытаться привести их к общему знаменателю. Иногда это удается. Но бывает и так, что люди на словах, принимая ценности и цели группы, на деле остаются при своих ценностях и целях. Вот  одна из причин развала некоторых команд.

Есть еще люди, которым работа в команде противопоказана – индивидуалисты. Им комфортней работать в одиночестве, вне команды. Так им легче сконцентрироваться на своей работе. Такие люди встречаются среди врачей, программистов, художников, писателей, дизайнеров, бухгалтеров.

Иногда руководители думают, что некоторые серьезные проблемы в компании можно решить, просто создав эффективную команду. Да, можно, если при этом четко работают несколько факторов:

·        Адекватная система мотивационных мероприятий.
·        Комфортные условия труда.
·        Четко прописаны должностные инструкции, регламенты.
·        Отлажена эффективная система управления персоналом.
·        В целом позитивный психологический климат в компании.

Только при таких условиях работа команды будет максимально эффективной. Времена Павла Корчагина из романа «Как закалялась сталь» безвозвратно прошли.

Резюме. Что все-таки нужно делать, чтобы сформировать эффективную команду, энергетически заряженную на достижение амбициозных целей и высокие результаты?

1. Создавая команду, оцените наличие выше перечисленных факторов.

2. И не нужно индивидуалистов запрягать, как всех прочих в одну упряжку.

3. Важно определить психологическую совместимость сотрудников, которая проверяется специальными тестами, анкетированием, социометрией и наблюдением за персоналом.

4. Для этого можно использовать диагностическую систему PDA, которая предлагает уникальную возможность профессионально оценить совместимость будущих членов коллектива, что поможет создать более эффективные команды для высоких достижений. 

5. Одним из инструментов улучшения качества коммуникаций внутри компании и повышения командного взаимодействия является тренинг эмоционального интеллекта или коучинг эмоционального интеллекта. Проведение подобных тренингов значительно смягчает коммуникативные трения в процессе формирования команды.

Но я уверен, что создание команды и работа в команде категорически необходима для осуществления сложных, системных проектов, где без взаимодействия разных специалистов невозможно комплексное решение актуальных проблем для развития компании в условиях драматических вызовов, постоянно меняющейся бизнес среды.