Фасилитация. Десять приемов выхода из тупика в процессе фасилитации

Фасилитация и подводные камни в процессе фасилитацииОдин из подводных камней в процессе фасилитации – это тупик в обсуждении, который может здорово осложнить работу фасилитатора. Как понять, что обсуждение зашло в тупик и нужно принимать соответствующие меры?

Симптомы, которые показывают, что обсуждение зашло в тупик:

  • Падает групповая энергетика. Участники просто устали. Пора сделать перерыв или провести энергетические упражнения.
  • Уменьшается количество предлагаемых участниками идей или вообще их нет. Участники в растерянности, молчат.
  • Процесс обсуждения застопорился, участники возвращаются к старым темам, дискуссия затягивается.

Существует много приемов, помогающих вновь включить дивергентное мышление.

Первый прием «Вопросы вызовы». Фасилитатор задает фокусированные вопросы аудитории, чтобы пустить мысль в новом направлении.
Это могут быть открытые, провоцирующие вопросы:

  • Как это сделать проще?
  • Как это сделать лучше?
  • Как это сделать эффективнее?
  • Как это можно сделать по-другому?

А можно использовать специализированные вопросы по бизнес тематике:

  • Как можно добиться поставленных показателей?
  • Какие препятствия предстоит преодолеть?
  • Как надо изменить систему вознаграждения сотрудников.
  • Как вы собираетесь увеличить долю рынка?
  • Каких клиентов намереваетесь привлечь?

Имеет смысл заранее создать список провоцирующих вопросов, я их называю «вопросы вызовы». Вопросы помогают активировать мышление участников обсуждения.

Второй прием «Оценить прошлое». Эксперт, ведущий фасилитацию, предлагает вновь пройти по всем записанным идеям и сделать выводы, спросив у людей: «Мы ничего не упустили?»

Третий прием «Пауза». Можно просто сделать паузу и помолчать около минуты. Фасилитатор просто молчит и смотрит на участников сессии.

Четвертый прием «Перерыв». Для разрядки ситуации сделать перерыв, хотя время перерыва по регламенту еще не пришло.

Пятый прием «Идти дальше». Предложить присутствующим двигаться дальше, перейти к дискуссии по другим вопросам, а к обсуждению тупиковой проблемы вернуться позже.

Шестой прием «Метод латерального мышления, ассоциаций». Данный метод я регулярно использую на моих тренингах и фасилитационных сессиях, демонстрируя яркие, драматичные, динамичные слайды: несущаяся яхта, выпрыгивающий из самолета парашютист, байдарка среди порогов, военная тематика, бой на ринге, соревнования бегунов или лыжников и т.п. Затем участников прошу сосредоточиться на этих картинках и подумать: как можно улучшить положение этих людей, как помочь им добиться успеха. Как парашютисту безопасно приземлиться? Как спортсмену преодолеть пороги? Как боксеру выиграть бой?

Участники тренинга расписывают различные варианты в отношении абстрактной ситуации на слайде. Бывает, что аудитория сразу преображается и начинает фонтанировать идеями.
Далее ведущий спрашивает о том, какие ассоциации появляются в связи с их проблемой и ее решением. Эту методику также называют «раскачиванием» люди находят новаторские решения путем выстраивания новых ассоциативных связей. Они начинают в ином свете видеть собственную ситуацию и уже обращают внимание на новые возможности, а не на тупики. И в итоге изобретают новые креативные решения.

Седьмой прием «Метафора». Этот метод я используюю для оживления ассоциативного мышления. Каждый из присутствующих описывает метафорой обсуждаемую проблему и через другую метафору предлагают ее решение. Можно устроить своеобразный конкурс метафор в виде рисунков и развесить на стене для дальнейшего сравнительного анализа.

Восьмой прием «Матрица креативных идей Игоря Вагина». Для удобства создания, разработки и принятия новых решений я разработал еще в 2002 году специальную матрицу. Внизу приведена таблица – заполняя ее клетки, можно придумать массу интересных идей. В столбике слева перечислены приемы креативного мышления. В строке справа – пути направления мышления.
Я использую в случае тупика свою креативную матрицу, которая помогает запустить фонтан новых, оригинальных идей.
Как пример, вам нужно придумать портфель идей для дальнейшего отбора.

Матрица состоит из приемов креативного мышления, расположенных в вертикальном столбце, и направлениях мышления, расположенных в горизонтальной строке. Заполняя таблицу, участники записывают свои идеи. А потом выстраиваем рейтинг идей, оцениваем их по параметрам затрат сложности внедрения.

 

Продукт

Сервис

Оплата

Маркетинг

Логистика

Два в одном

 

 

 

 

 

Смени параметр (больше, меньше, другой материал, другой цвет, другая форма оплаты.

 

 

 

 

 

Возьми из других сфер жизни

 

 

 

 

 

Свой продукт, услугу примени в других сферах жизни.

 

 

 

 

 

Возьми у конкурента

 

 

 

 

 

Сочетай несочетаемое

 

 

 

 

 

Лучше, чтобы над матрицей работало сразу несколько человек, в режиме «мини-мозгового штурма»: все собираются вместе и обсуждают, какой вариант и в какой ячейке таблицы записать. Примеры:

  1. Что можно взять у конкурента? Ценовую политику, дизайн, ассортимент, качество изделий и т.п.
  2. Как использовать «два в одном»? Скомбинировать цену с доступностью товара: тот, кто готов ждать дольше – платит меньше и т.п.
  3. Как сменить формат? Сделать услугу доступнее, изменить ее, увеличить ассортимент и т.п.
  4. Что взять из другой сферы? Можно использовать приемы сетевого маркетинга в обычной торговле и т.п.

Девятый прием анкета «Анализ возможностей». В тупике обсуждения мне хорошо помогает для активации мышления участников анкета «Анализ возможностей», с помощью которой можно быстро сгенерировать новые идеи.

Анализ наших возможностей «Четыре шага»

Первый шаг. Измените единицу вашего бизнеса

  • Вы можете преподнести клиенту ваш товар другим способом?
  • Вы можете варьировать цены и осуществлять платежи другим способом?
  • Вы можете дать клиенту, что ему действительно нужно?

Второй шаг. Исправьте эксплуатацию ваших активов

  • Вы можете привлечь внешних специалистов?
  • Вы можете избавиться от некоторых активов?
  • Вы можете использовать чужие активы?
  • Вы можете использовать ваши активы более интенсивно?

Третий шаг. Исправьте ваши показатели производительности

  • Вы можете улучшить оценку вашей производительности?
  • Вы можете использовать новые технологии?
  • Вы можете опередить вашего конкурента по показателям производительности?

Четвертый шаг. Увеличьте скорость денежного потока

  • Вы можете отложить платежи?
  • Вы можете ускорить получение денег от клиента?
  • Могут ли платежи поступать чаще?

Десятый прием «Оценка принимаемых решений». В заключении креативной сессии можно использовать батарею оценочных вопросов, которые помогут критически оценить ценность и перспективность ваших идей, выявить наиболее приоритетные.

Список оценочных вопросов вариантов полученных решений.

1. Это решение отвечает интересам наших клиентов.
2. Это решение усилит наш имидж?
3. Это решение повысит доверие к нам со стороны наших клиентов?
4. Мы готовы отказаться от повышения краткосрочных прибылей ради повышения долгосрочных.
5. Мы идем по пути инноваций?
6. Мы будем владеть технологией?
7. Это усилит нашу конкурентоспособность?

Резюме: креативность в процессе фасилитации – это управляемый процесс, и нужно уметь профессионально работать с аудиторий, а не пускать все на самотек.

Мои советы:

1.Нужно верить, что люли креативны и могут продуцировать инновационные идеи.
2.Важно замотивировать людей на креативную работу, показать им, что их интересы напрямую связаны с результатами обсуждения.

По этой теме вы можете прочитать мои книги: «Умейте мыслить гениально» и «Слезь с дохлой кобылы» или пройти мой тренинг «Принятие решений». Желаю вам результативных сессий и множества прорывных идей! С уважением, © Игорь Вагин.