Коучинг лидерства. Алгоритм проведения сессий коучинга
Что будет в этой статье?
- Алгоритм проведения сессий коучинга лидерства.
- Конкретизация запроса клиента на коучинг лидерства.
- Как анализировать и использовать Систему Лидерства.
- Инструменты коучинга лидерства.
- Использование дополнительных ресурсов: коучинга Эмоционального интеллекта, принятия управленческих решений, коучинга коммуникаций.
Проводя коуч сессии по теме лидерство, я использую следующий алгоритм, который состоит из 7 шагов. Придерживаясь этого алгоритма, мы с клиентом выстраиваем оптимальный план сессий коучинга лидерства.
Алгоритм процесса коучинга лидерства.
Познакомившись с клиентом, я спрашиваю его, что у вас сейчас с лидерством? Оцените себя как лидера в настоящем от 1 до 10 баллов.
- Что вас конкретно не устраивает?
- Что вам не хватает в лидерстве?
- Что вы хотели бы изменить в себе?
- Есть ли у вас эталоны лидерства?
- Что может помочь вам стать успешным лидером?
- Что такое лидерство?
- Что для вас конкретно лидерство?
- Для чего вам нужно быть лидером?
- Что даст вам лидерство?
Собрав информацию о том, какие у клиента проблемы с лидерством я перехожу более детальной конкретизации этих проблем. В этом случае я использую магические вопросы:
- Кто?
- Что?
- Где?
- Когда?
- Как?
- Зачем?
Получив более подробную информацию о его проблемах в отношении лидерства, я лучше начинаю понимать его зоны роста и его лидерский потенциал. Как правило, на первой сессии коучинга лидерства я провожу диагностику Системы лидерства клиента по следующим параметрам: проект, команда и лидерская звезда (список лидерских навыков). Я по первому образованию врач и считаю, что сначала нужно поставить правильный диагноз, и только потом браться за лечение.
Обычно, я начинаю с анализа проекта. Здесь могут быть следующие варианты:
- Проект отсутствует. Клиент пока не имеет конкретного проекта.
- План проекта есть, но его нужно запускать.
- Проект есть, но требует оптимизации.
- Проект уже запущен и осуществляется успешно.
Если проекта нет или проект нужно оптимизировать, то я использую специальный модуль создания и оптимизации проекта, который в свою очередь включает в себя следующие параметры:
- Идея проекта.
- Уровень востребованности проекта потребителями
- Цель проекта.
- Необходимые ресурсы для реализации проекта.
- План реализации проекта.
- Возможные риски проекта.
Есть свои нюансы в зависимости от особенностей проекта. Это бизнес проект или общественный проект? Я считаю, что если нет интересного, востребованного людьми проекта, то очень сложно лидеру запустить Систему лидерства как проект. Не надо отвлекать людей от их дел, играя в лидерство.
После диагностики проекта, проводим диагностику команды клиента. Какие здесь могут быть варианты?
- У клиента нет команды.
- Есть группа людей, но работоспособной команды нет.
- Команда уже есть, но ее нужно оптимизировать.
- Команда великолепно работает.
Если команды нет или команду нужно оптимизировать, то я предлагаю клиенту провести на выбор: тренинг «Командообразование», Коучинг команды или диагностику команды специальными тестами.
Некоторые клиенты недооценивают важность команды в лидерском проекте. Если команды нет, то нет и лидерства. Это банальные вещи, но многие упускают их из виду. Разобравшись с проектом и командой, мы с клиентом переходим к диагностике лидерских навыков.
Лидерская звезда. Шесть навыков лидера
- Видение будущего
- Коммуникации
- Управленческие навыки
- Ценности
- Внутренний стержень. Эмоциональный интеллект
- Принятие решений
Сам клиент оценивает каждый навык в баллах от 1 до 10. Мое мнение – состоявшийся лидер это одновременно и креативный предприниматель и воодушевляющий, убедительный продавец.
Что он предпринимает? Свои интересные, захватывающие проекты.
Что он продает? Свой проект и себя как лидера.
Какие встречаются варианты в результате диагностики лидерских навыков?
- Большинство навыков не развито.
- Нужно отдельные навыки развивать.
- Нужные навыки развиты в достаточной степени.
Остановимся подробнее на каждом лидерском навыке и инструментах его развития.
-
Видение будущего. У лидера в голове постоянно роятся новые идеи, начинания, проекты. Он как-бы живет в будущем. Он видит свои проекты в будущем и рассказывает о них членам своей команды, советуется с ними, обсуждает их.
Если данная компетенция недостаточно развита, я провожу коучинг развития визионерства. Коучинг развития навыков визионерства – моя новая коуч программа.
-
Коммуникации. У состоявшегося лидера присутствуют развитые навыки коммуникации: умение публично выступать, убеждать людей, проводить совещания, переговоры, решать конфликты.
Если эти навыки требуют тренировки, я использую коучинг коммуникационных навыков.
-
Управленческие навыки. Лидеру в современных условиях крайне нужны навыки управления персоналом: умение ставить цели и задачи, делегировать, мотивировать, оценивать работу сотрудников, давать обратную связь, поощрять и наказывать .
Если данные навыки недостаточно развиты, я запускаю коучинговую программу развитие управленческих компетенций.
-
Навыки принятия решений и как быстро принимать оптимальные решения в постоянно меняющемся мире. Если у клиента проблемы с принятием решений, я использую готовую программу коучинг управленческих решений.
-
Эмоциональный интеллект и внутренний стержень лидера. Здесь я имею ввиду навыки эмоционального интеллекта: стресс устойчивость, уверенность, решимость, настрой на преодоление препятствий, стойкость, умение держать психологический удар, умение управлять и своими эмоциями и эмоциями членов своей команды.
При необходимости, я провожу коучинг эмоционального интеллекта. Данную модель коучинга я уже применяю последние 9 лет.
-
Ценности. Какие ценности исповедует лидер? Какие ценности он несет в этот мир? По каким ценностям живет его команда. Какая миссия у лидера и его команды?
Ценности и миссию лидера эффективно коучить с использованием пирамиды Дилтса, которую я уже давно использую, получая конструктивные результаты у моих клиентов. Получив необходимую информацию о клиенте и его запросе, можно переходить к постановке клиентом целей и разработке плана действий, но об этом будет в следующей статье.