Улыбка стоимостью в миллион

Дата публикации:

11 августа 2004 года

Издание или канал:

Журнал "Здоровье"

Попробуйте, сидя за рулем, улыбнуться соседнему водителю. Реакция предсказуема: от недоуменного взгляда до выразительного жеста у виска. Так же и в бизнесе: мы боимся раздавать улыбки из страха быть не понятыми и совершенно игнорируем тот факт, что именно от улыбки зависят порой наши успехи. Рассказывает: член-корреспондент международной Академии информатизации при ООН, бизнес-консультант, врач-психотерапевт Игорь Олегович ВАГИН.

Особенности национальной улыбки

Самый серьезный бизнес – российский. У нас самые неулыбчивые в мире менеджеры, продавцы и служащие. Мы издеваемся над вечно улыбающимися американцами и сто раз думаем, прежде чем улыбнуться незнакомому человеку.

Какому народу принадлежат поговорки "Смех без причины – признак дурачины", "Рот до ушей – хоть завязочки пришей"? В какой стране самые неулыбчивые первые лица государства, политики и телеведущие? "Если все серьезны, так почему я должен улыбаться, как жизнерадостный кретин", - говорит себе наш человек и, надев непроницаемую маску, отправляется на работу. Улыбки встречных его настораживают. Улыбается продавец – вот гад, точно хочет надуть. Улыбнулись на улице – наверное, у меня что-то не так с одеждой. Сверкает тридцатью двумя деловой партнер – ясно, человек несерьезный, только время с ним потеряю...

Стратегия улыбки

Однако первое правило успеха гласит: если хотите располагать к себе других, улыбайтесь! Бизнес не любит обремененных проблемами людей, даже если об этом говорят только выражения их лиц.

К тому же улыбка — ценность измеримая. Американцы считают, что широкая и открытая, она стоит миллион долларов. 74% поляков не хотели бы вести дела с грустными людьми, 58% уверены, что понурые люди что-то скрывают, 69% не хотели бы с ними дружить и 56% не стали бы с ними работать. Одна из крупнейших страховых фирм провела собственное исследование, согласно которому улыбающиеся и доброжелательные агенты, только начинающие свою карьеру, продают на четверть больше полисов, чем их суровые коллеги. На второй год работы эта разница составляет уже 130%. "Жизнерадостные люди более экспрессивны, чем печальные, и благодаря этому поднимают настроение у своих клиентов, что в результате выражается в удачных сделках", — говорит американский психолог Дэниэл Голдман.

Улыбаться следует уже при первой встрече - это создает атмосферу доверия. Улыбка очень важна во время переговоров и ни в коем случае не должна слетать с лиц, как только переговоры заканчиваются. Иначе следующей встречи может и не быть: вас заподозрят в неискренности и откажутся сотрудничать дальше. Во всем мире мрачные люди воспринимаются именно так, поэтому улыбка является просто стандартом в бизнесе как для крупных международных корпораций, так и для небольших семейных фирм. А работодатели в своих объявлениях в числе важных для кандидата черт указывают энтузиазм и оптимизм.

Тактика улыбки

На любом психологическом бизнес-тренинге предпринимателей специально учат улыбке. Оказывается, это не так просто – заставить улыбнуться человека с атрофировавшейся мимикой, считающего смех занятием пустячным.

Узнали свой портрет? Тогда попробуйте сделать следующее:

  • Заставьте себя улыбнуться. Если вы в одиночестве, напевайте или насвистывайте какую-нибудь мелодию или песню. Даже натянутая дежурная улыбка играет положительную роль - вызывает прилив крови к мозгу, улучшая настроение и вселяя оптимизм.
  • Всякий раз, когда вы выходите из дома, приосаньтесь, высоко поднимите голову, как если бы она была увенчана короной, дышите полной грудью, приветствуйте улыбкой знакомых и вкладывайте душу в каждое рукопожатие. Не бойтесь быть неправильно понятым и не задумывайтесь о недоброжелателях. Чаще произносите комплименты, и обязательно – с улыбкой.
  • Делайте мимическую гимнастику – заставляйте работать мышцы, идущие от скул к губам и вокруг глаз. У многих они развиты настолько слабо, что им физически трудно держать естественную улыбку. Тренируйтесь регулярно: улыбке нужно учиться так же, как езде на авто.
  • Учитесь внутренне смеяться. По дороге на службу вместо серьезного обдумывания проблем вспомните что-то смешное, а в машине держите кассету с записями любимых сатириков.
  • Помните: люди больше реагируют на интонации и мимику, чем на смысл сказанного. Именно поэтому излишняя серьезность может запросто погубить любую хорошую идею или даже в целом переговоры.
  • Перед тем, как войти в кабинет человека с предложением или просьбой, на мгновение задержитесь и вспомните события, наполняющие вас чувством благодарности, чтобы вызвать на лице добрую улыбку, и затем входите с этой улыбкой, как бы тающей на лице. Этот простой прием во многом способствует успехам по службе.
  • И наконец, всегда поступайте так, как если бы были счастливы. Парадоксально, но это приведет вас к счастью. Высший сознательный путь к жизнерадостности - это взять себя в руки и заставить говорить и поступать так, как если бы она была уже обретена. Ведь счастье, в том числе в бизнесе, не зависит от внешних условий - только от внутренних.

 Ольга СМИРНОВА