Тренировка эмоционального интеллекта

Тренировка эмоционального интеллекта. Состояние радости.

Как тренировать свой эмоциональный интеллект меня часто  спрашивают участники моих тренингов и мои клиенты.
За многие годы проведения тренингов Стресс-менеджмент, Управление эмоциями, Драйв менеджмент, Эмоциональный интеллект руководителя я отбирал самые простые и эффективные упражнения для развития эмоционального интеллекта. Все лучшие упражнения представлены ниже. 
 
Упражнение 1 «Я часть прекрасного мира»
Я приглашаю своих учеников в парк и предлагаю им переключить свое внимание с того, что происходит у них внутри на происходящее вокруг – на солнце, небо, деревья, цветы, если на дворе лето, или на восхитительные зимние пейзажи. Их задача: сконцентрироваться на окружающей природе и почувствовать, как их внутренний мир  наполняется ее красотой.  Кому-то удается сделать это сразу, и человек буквально через час-полтора начинает испытывать облегчение. Но обычно результат достигается четырьмя упражнениями.
 
1. Цвета. 
Внимание фокусируется на обилие света, ярком солнце, синем небе, яркой зелени, буйстве расцветок растущих на клумбах цветов. Необходимо ваши внутренние серо-черные цвета заменить  радостными красками окружающей вас природы.
 
2. Звуки. 
Мир полон звуков: шелестят литья, журчит вода в ручье, поют птицы. Обратите внимание, какие разные звуки издают пернатые! Одни выводят настоящие трели, другие весело щебечут или чирикают, кто-то клекочет, каркает, свистит… 
 
И каждый из этих звуков прекрасен и интересен по-своему. Я предлагаю ученикам представить, что они и есть эти самые птицы, и какие бы они испытывали эмоции, окажись они на их месте. Конечно, это игра, но в ее процессе птичьи голоса неизбежно начинают звучать в вашей собственной голове, постепенно они вытесняют брюзжание внутреннего комментатора и полностью завладевают вашим внутренним миром. 
 
3. Ощущения.
Они восхитительны: теплый воздух,  ароматы живой природы, приятный ветерок… Я предлагаю участникам тренинга по эмоциональному интеллекту представить, что этот ветерок наполняет их тело, оно становится таким же подвижным и невесомым. Легкость, тепло, подвижность  ветра становится легкостью, теплом и подвижностью их собственного тела.
 
4. Я – часть прекрасного мира!
Если выполнить три предыдущих упражнения, то результат окажется следующим: ваш внутренний мир приобретет новые – яркие и радостные – краски, в нем зазвучат жизнеутверждающие голоса, появится чувство легкости и подвижности. Теперь самое главное: объединить все эти ощущения в единую картину своего собственного внутреннего мира. И обязательно прочувствовать, что эта радость пришла к вам извне, из  вселенной, полной красоты и гармонии, и что вы – ее неотъемлемая часть. 
Это очень сильный образ – через пять-семь минут пребывания в состоянии единства с вселенной  настроение человека кардинально меняется. 
 
Упражнение 2. Комитет по радости.
Представьте пять человек, поведение которых вы считаете для себя эталоном радости. Они сидят в вашей комнате за большим круглым столом, а вы во главе стола. Вы видите их радостные лица, слышите их веселые голоса и смех, слышите, о чем они говорят. 
 
Вы можете мысленно побеседовать с одним из членов комитета, потом с другим, третьим… Послушать, что каждый из них посоветует вам для поднятия настроения. 
 
Скорее всего, вы найдете в их советах подсказку для себя - друзья скажут, что вам нужно расслабиться или стать более терпимым, а может быть даже более легкомысленным, чем вы есть.  Возможно, посоветуют иначе, чем вы делаете это сейчас, относить в жизни, окружающим и самому себе. В конце концом вы выберете то, что вам понравится и даст результат. 
 
Здесь очень важно подобрать не только веселых и позитивных друзей, но людей дела – умеющих действовать и достигать целей. Не сразу удается правильно сформировать комитет, надо пробовать. Постепенно вы можете расширять его состав, в него могут входить мужчины и женщины, родственники, друзья, коллеги, даже маленькие дети – главное, чтобы каждый из них был человеком, на жизнерадостность которого вам хочется равняться. 
 
Вольно или невольно, но мы всегда подражаем кому-то – но кому и в чем? Слушая значимых для себя людей, вы сможете понять, что заставляет их радоваться жизни, воспринимать ее ярко и солнечно. И взять их умение на собственное вооружение.
 
Упражнение 3. Галерея радости.
Вспомните пять наиболее ярких эпизодов из собственной жизни, когда вы были особенно счастливы. Нередко на тренингах люди рассказывают о своем детстве, когда они могли весь день кататься на велосипеде, играть в мяч, купаться в пруду или кувыркаться с друзьями – и испытывать при этом абсолютный восторг, ни с чем несравнимую радость. 
Но это могут быть и более поздние впечатления – юности, зрелости, главное, что бы они были яркими и максимально позитивными. Это могут быть путешествия, занятия спортом, творчеством, любовью 
 
А теперь представьте, что вы находитесь в комнате, на стенах которой висят четыре огромных экрана. И на каждом их них транслируются ваши эпизоды радости в виде фильмов – например, беззаботное веселье в детстве, первая влюбленность в юности, успехи в работе, эйфория спортивных побед, состояние «потока». 
 
Вы поочередно рассматриваете каждый эпизод, проникаетесь теми – прошлыми – ощущениями радости, а потом мысленно уходите на экран, в прошлую ситуацию – и опять испытываете те же счастливые чувства. Такие ресурсные переживания чрезвычайно эффективно поднимают настроение. Эмоциональным интеллектом называется умение человека управлять своими эмоциями и людей, с которыми вы общаетесь в жизни, в нужной ситуации.
 
Упражнение 4. Развесели своего ребенка. 
Представьте себя в возрасте четырех, пяти, шести лет. Как выглядит этот ребенок, чем он сейчас занимается? Рисует, смотрит в окно, играет или рассматривает книжку – какое настроение у него в эту минуту? По всей видимости, ему грустно…
 
Вы можете его мысленно обнять, что-то ему рассказать, начать петь с ним песни или танцевать, кувыркаться. Ваша задача - максимально рассмешить своего ребенка.
 
Вспомните, что сильнее всего радовало вас, когда вы были ребенком. Езда на велосипеде, катание с горки, купание в пруду или игра в футбол или классики.
 
Практика показывает: если вы сумеете поднять настроение малышу, то и сами почувствуете подъем энергии, радость. Здесь очень важно попробовать самые разные упражнения и занятия, которые вызовут у ребенка радость, сделают его более счастливым и веселым.
 
Упражнение 5. Ассоциативная радость.
Посмотрите вокруг себя и найдите несколько предметов, которые напомнят вам о прошлом переживании радости. Например, за окном идет снег – вспомните, как вы катались на горных лыжах в Австрии или Германии. 
 
На картине, висящей на стене, изображен старинный замок – а ведь совсем недавно вы путешествовали по южной Европе, и какой восторг вызвали у вас замки Сан-Марино!
 
В комнате стоит старинный шкаф – месяц назад вы были на премьере «Вишневого сада», спектакль вызвал бурю мыслей и чувств, особенно вам запомнился знаменитый монолог Гаева «Дорогой, многоуважаемый шкаф!»,  которого так талантливо сыграл известный актер, вы не можете забыть нахлынувшие на вас в тот момент чувства до сих пор. 
 
Обычно бывает достаточно найти пять предметов, которые вызовут у вас радостные ассоциации, чтобы поднять настроение. Приглашаю вас тренировать эмоциональный интеллект на тренинг Эмоциональный интеллект и коучинг