Бизнес-тренер Игорь Вагин

Нужны ли сказочники в 21 веке?

Моя бабушка Надежда Ивановна быстро научила меня читать, когда мне было пять лет.

Я любил читать сказки: персидские, латышские, вьетнамские и конечно русские народные сказки. Я не просто любил читать сказки, я любил разыгрывать, играть в сказки, представляясь Алладином, Ильей Муромцем, котом в сапогах.

Но больше всего мне нравилось рассказывать сказки своим друзьям в детском саду (средняя и старшая группа) За рассказывание сказок я получал приличный для детского сада того времени гонорар: детишки катали меня на саночках, угощали вкусными конфетами и давали свои любимые игрушки, которые приносили из дома.

После окончания детского сада, школы, медицинского института, ординатуры по психиатрии, аспирантуры, я продолжаю рассказывать сказки на своих тренингах и мастер-классах в течение последних 27 лет.

Естественно, на каждый тренинговый модуль у меня есть свои случаи, истории, анекдоты и притчи. Честно говоря, мне все меньше и меньше хочется их использовать, но законы жанра заставляют. Чтобы истории произвели мощный эффект, нужно соблюдать несколько правил.

Мои правила рассказывания историй:

1.Оригинальность истории
2. Эмоциональность
3. Артистичность
4. Понятность
5. В тему.

По ударной мощи их воздействия на аудиторию я сделал рейтинг:

1. Свои случаи – абсолютная оригинальность
2. Случаи своих знакомых - относительная
3. Анекдоты – относительная оригинальность
4. Случаи, взятые их книг и или других тренеров  относительная оригинальность
5. Метафоры, если свои  абсолютная оригинальность
6. Метафоры чужие  относительная оригинальность
7. Притчи  относительная оригинальность и может быть не понята аудиторией в том контексте, в котором мы ее рассказывали.

Почему притчи на последнем месте? Притчи как зеркало, каждый в притче может увидеть свой смысл.

В своей книге «Золотые фишки презентации» я собрал целую коллекцию анекдотов и притч, около ста, практически на все модули своих тренинговых программ.

Недавно я узнал, что все это называется чарующим, иностранным словом - сторителлинг, и существует направление в психотерапии: нарративная психотерапия, где этот инструмент является основным. Но еще в конце восьмидесятых годов на тренинге НЛП, проводимом тренерами из США, мы практиковались в рассказывании историй с психотерапевтической целью.

Некоторые авторы настоятельно рекомендуют использовать данный инструмент в работе с персоналом компаний в следующих случаях:

• В процессе передачи традиций компании
• Внедрение корпоративной идеологии
• Для эффективной мотивации персонала
• Развитие лояльности компании
• Обучение новым навыкам сотрудников.

Достоверных результатов, как это работает в традиционном бизнесе, у меня нет. Но я знаю десятки компаний МЛМ, где давно этот инструмент с успехом используется.

Но нередко аферисты, жулики, проходимцы широко используют этот инструмент в своих

гнусных, меркантильных целях. В процессе своего выступления-презентации аферист одну историю подвязывает к другой, перемежая их трюизмами, лозунгами и призывами к действию. Все это происходит на фоне театральных эффектов: драмы, юмора, эпатажа, куража, махровой истерии. Чаще всего это используется во время презентаций финансовых пирамид, с целью выманить как можно больше денег у доверчивой аудитории. Причем лучше забирать деньги у людей сразу после выступления, пока критическая оценка ситуации не восстановилась.

Как только вы услышали подряд десяток историй и никаких фактов, цифр, а разговор идет о ваших деньгах, затыкайте уши или включайте критику, а лучше вставайте и уходите. Читайте мои книги: Не будь лохом, Держи ухо востро.

Резюме: сам по себе инструмент сториттелинг нужный и полезный в коммуникациях: публичных выступлениях, переговорах совещаниях мотивации сотрудников, но при соблюдении ряда условий:

1. Высокий авторитет человека, который использует этот инструмент.
2. Дозированность, чувство меры.
3. Сочетание данного инструмента с другими приемами влияния убеждения: цифры, факты, сравнения, экспертные оценки, данные научных исследований.
4. Знание и учет интересов, ценностей убеждений, аудитории.

Друзья, а может сториттелинг всего лишь старая, старая сказка?