Секреты профессиональной фасилитации

Фасилитация и фасилитационные сессииКак пройти пороги на бурной реке?

В процессе проведения фасилитационной сессии не всегда все проходит гладко, и даже опытные фасилитаторы сталкиваются с целым рядом проблем, которые мешают работе группы, самого фасилитатора и в целом значительно снижают продуктивность самой сессии. Задача фасилитатора распознать эти проблемы и успешно их решить.

Перейдем к тому, какие конкретные подводные камни могут встретиться в работе фасилитатора в процессе проведения сессии и как их обойти. Выступая, как ведущий и как участник сессий, мне приходилось встречаться с разными проблемами, возникающими в процессе работы, но в этой статье я остановлюсь только на трех из них:

1. Снижение энергетики в группе. Выгорание. Люди истощаются, энергетика группы падает.
2. Креативный тупик. Участники перестают продуцировать новые идеи.
3. Конфронтация по отношению к фасилитатору, к другим участникам сессии или к проведению самой сессии.

Проблемы на фасилитации

Каждая из этих проблем имеет свою симптоматику, сценарий развития и свои приемы решения. Разберем каждую проблему отдельно.
Снижение энергетики имеет свои симптомы: участники становятся вялыми, заторможенными, часто зевают, смотрят по сторонам, перестают задавать вопросы, неохотно выполняют задания фасилитатора.

Что может помочь для восстановления энергетики? Самое банальное – сделать перерыв кофе брейк, если по времени уже пора его делать. Иногда имеет смысл сделать перерыв раньше запланированного. Но если еще до перерыва далеко и нужно продолжать работать, проработка модуля программы еще не закончилась.

Какие приемы реально могут вам помочь для восстановления энергии группы:

Прием 1. Можно поднять людей на ноги и поработать стоя, но долго передерживать также опасно, 5-8 минут бывает достаточно.

Прием 2. Использовать упражнения-энерджайзеры. Лично я использую следующие упражнения: Вороны и воробьи, Шуточный Ножевой бой, Бросание мячей. Упражнения должны быть простыми понятными, с максимальной энергетикой.

Прием 3. Сторителлинг. Рассказать интересную занимательную историю, анекдот, притчу.

Прием 4. Человек оркестр. Наконец, энергетика самого тренера. Его невербальные особенности походка, выражение лица, жестикуляция, использование нескольких голосовых режимов, варьирование разными голосовыми характеристиками: громкостью, скоростью речи, интонациями. Все это позволяет оживить подачу вербальной информации.

Профессиональный фасилитатор эксперт в области эмоционального интеллекта. Он уметет включать нужные эмоции у участников сессии. Я выделяю четыре вида эмоциональных состояний необходимых для работы участников в процессе фасилитации:

Синее состояние погруженность в себя, рефлексия, когда люди работают в одиночку.
Зеленое состояние живость, доброжелательность, когда люди работают в мини группах.
Желтое состояние оживленность, приподнятость настроения, когда работают люди в большой группе.
Красное состояние эмоциональный подъем, состояние, когда люди отстаивают свой проект, презентуя его перед всей группой.

Эмоциональные состояния у сотрудников в процессе фасилитации

Вторая проблема, с которой я сталкиваюсь во время фасилитации – это Креативный тупик. Ее симптоматика: замедление темпа обсуждения, затянувшиеся паузы, растерянность участников сессии, отсутствие новых предложений, идей, «топтание на месте», «хождение по кругу». Как выходить из креативного тупика?

Здесь я использую креативные ледоколы. Под креативными ледоколами я понимаю приемы раскачки мышления, способствующие дивергентному направлению мышления:

Прием 1. Можно использовать креативные вопросы:
•Как это сделать проще?
•Как это сделать лучше?
•Как можно сделать по-другому?
•Что можно еще добавить?
•Как можно сделать по-новому?

Прием 2. Для того чтобы выйти из креативного тупика можно использовать метод «Ассоциации». Я использую набор ярких, динамичных, эмоциональных картинок и прошу участников рассмотреть эти картинки и найти ассоциации с их проблемой и вариантами возможных решений. Данный метод позволят быстро раскачать мышление участников сессии и спровоцировать поток новых идей, предложений. Люди начинают видеть новые горизонты и возможности.

Прием 3. Метод «Метафоры». Пусть каждый опишет метафорой саму проблему и через метафору предложит ее решение. Такой своеобразный конкурс метафор.

Прием 4. Я использую конструктор Лего или просто набор предметов для создания образа проблемы и образа решения.

Прием 5. Метод «Абсурд». Все начинают думать, как можно еще больше ухудшить настоящую проблему, что надо предпринять, чтобы стало совсем плохо.

Приемов креативных ледоколов существует много, но главное использовать наиболее подходящие для темы проводимой сессии.

Третья проблема самая эмоциональная. Я ее называю раздрай – конфронтация. Здесь могут быть три  варианта конфронтации: между тренером и группой, между отдельными участниками сессии, по отношению к проведению самой сессии.

Я, в этом случае уклоняясь от основной темы, ставлю на обсуждение группы следующие вопросы:

По каким правилам мы будем дальше работать вместе?
Какие ценности нас объединяют?
Какие у нас совместные цели?
Как эффективно решить настоящую конфликтную ситуацию?

Теперь рассмотрим Пирамиду вопросов при обсуждении группового взаимодействия. Да, обсуждение уходит в сторону от основной Важные вопросы на фасилитации

проблемы, но пока мы не решим эту проблему группового взаимодействия, двигаться дальше не стоит, иначе мы вновь и вновь будем возвращаться к конфронтации. Есть три главных вопроса, которые должна обязательно решить группа:

1. Выработка правил взаимодействия в группе. Кодекс поведения участников группы.
2. Свод ценностей, какие ценности объединяют участников группы, какие у них есть общие смыслы?
3. Какие у них общие неформальные цели?

После группового обсуждения участники сессии чаще всего предлагают следующие правила работы в группе:

• В процессе обсуждения использовать не мнения, а факты
• Высказывания каждого мы уважаем выслушиваем
• Регламент выступления 2 минуты
• Критика хорошо, но дай свое предложение
• Назад не возвращаемся к уже решённому вопросу в группе без серьезной причины
•  Выступления максимально конкретные, касаются только цели

Какие могут общие ценности у частников группы?

• Уважение друг друга
• Взаимная поддержка
• Совместное обучение и профессиональный рост
• Решение важных для всех проблем, рост показателей успешности компании.

Встает и еще один важный вопрос, как группа будет принимать решения: на основании консенсуса или голосования? В каждом варианте есть свои плюсы и минусы. Если уже в аудитории есть реальный конфликт, то я использую специальные технологии решения конфликтов Арнольда Минделла и технологии коучинга команды. Об этих технологиях будет отдельная статья.

Какие могут причины конфликтов?

• Жесткая критика друг друга
• Перебивание друг друга
• Незаслуженные обвинения
• Жесткая позиция отдельных участников сессии и упорное навязывание своего мнения.

Я придерживаюсь следующей концепции, когда управляю конфликтом люди чаще конфликтуют не из вредности, а потому, что они хотят справедливости, чтобы их уважали другие участники группы, чтобы их предложения также учитывались и обсуждались. Если конфликт не принципиален, то можно предложить группе двигаться дальше.

Резюме

Фасилитатор должен обладать целым набором навыков, включая и навыки наблюдения и управления групповой динамики (падение уровня энергетики, креативный тупик, конфронтации и конфликты в группе), а также решения конфликтов, только тогда его можно считать профессионалом.

Друзья, я  желаю вам успехов в проведении фасилитационных сессий. Рекомендую прочить мои статьи по теме фасилитации:

С вами Игорь Вагин (©)