Провели стратегическую сессию, а результата нет?

Стратегическая сессия. Фасилитация«УРА!!! Мы провели стратегическую сессию в режиме фасилитации!!!» А почему нет результата?

Недавно я прошел два тренинга по фасилитации Мартина Гилбрейта «Методы фасилитации в группе» и Брюса Роулинга «Технология фасилитации Pinpoint», а также тренинг «Коучинг команды»  Людмилы Фроловой – тренера международной ассоциации коучинга ICC.
Данные подходы и инструменты  используются в мире уже несколько десятков лет и доказали свою эффективность. Они являются классикой технологий фасилитациии и коучинга.

Кстати, Брюс работает со своими клиентами и как коуч, о чем он рассказывал на тренинге, предлагая свой оригинальный метод использования инструментов фасилитации в индивидуальном коучинге. Я обратил внимание, что профессионалы фасилитации
работают в режиме коучей, максимально используя через задавание вопросов потенциал, присутствующих людей  на тренинге. Они применяют не только инструменты коучинга, но и подходы и принципы ведения сессий командного коучинга. Между фасилитаторами и коучами гораздо больше сходства, чем различий.В процессе двух этих тренингов участники с завидным упорством поднимали вопрос о том, что после проведения сессий в режиме фасилитации,  принятые решения не выполняются, как говорится «уходят в песок».
Было много разговоров об обязательном контроле выполнения поручений, назначении ответственных лиц, постановке конкретных сроков исполнения.

В связи с этим я много раз вспоминал свой опыт участия в качестве эксперта и непосредственно фасилитатора в ряде сессий.
В течение двадцати лет я с удовольствием применяю инструменты фасилитации в  процессе проведения бизнес-тренингов и  самостоятельных сессий на темы: причины проблем в управлении и бизнесе, принятие управленческих решений, выявление и построение ценностного поля компании, структура уровней мотивационных мероприятий,  поиск новых креативных идей и последующая  реализация решений в период перемен и кризиса.

Стратегическая сессия и фасилитацияМой опыт показывает, что действительно ряд решений не внедряются в бизнес и в управление компаний по разным причинам. Как говорится «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Вот перечень основных причин, их можно условно разделить на две группы:

1. Низкое качество самих принимаемых решений
•Принятые решения оказались не оптимальными, не эффективными на практике в силу того, что не была собрана ценная, актуальная, достоверная информация в достаточном объеме в отношении настоящей ситуации. В результате решения были ошибочными или поверхностными, не учитывали всех аспектов решаемой проблемы.
•Почему-то считается, что для проведения сессий ведущему специального образования не нужно. Если врач, юрист, инженер должен иметь специальное образование, то ведущий сессии - нет. К сожалению, это не так. Ведение сессий в режиме фасилитации, командного коучинга – это такой профессиональный навык, который требует специального обучения.
Поэтому сессии нередко проходят на любительском уровне. Ведущие не имеют навыков профессионального проведения подобных сессий, сами не проходили специального обучения. В результате не был использован по максиму потенциал участников сессии, и сессия прошла кое-как.

2. Решения были относительно качественные, но их не выполнили по разным причинам.
•Решения не были внедрены в срок. Время ушло, ситуация изменилась, и пора было принимать новые решения.
•О выполнении решений банально забыли, их засосала рутина.
•Эмоциональный заряд у ответственных за исполнение решений, полученный на сессии, погас, и все вернулось «на круги своя».
•Не были четко прописаны сроки промежуточного контроля исполнения решений, да и о промежуточном контроле речь и не шла.
•Руководство потеряло интерес к этой проблеме, теме, вопросу.
•Люди, которые должны были исполнять решения, не были  стимулированы, мотивированы на исполнение порученных им решений. К данным поручениям  у них было отношение, как к общественной работе, и не более того.

Выводы:
•Само по себе проведение сессий не гарантирует, что принятые решения будут исполнены, внедрены и проблемы будут решены.
•Последующий после проведения сессии этап мероприятий  более важен, чем сама сессия, какой бы яркой, интересной, увлекательной она не была.
•Если вы хотите реальных изменений, а не просто сотрясать воздух, размахивать флагом и умиляться, какие мы все умные, то вам понадобится энергия, терпение, время и другие ресурсы, которых нужно значительно больше, чем на проведение самой сессии. Будьте к этому готовы.
•Обязательное условие, чтобы сессию вели профессионалы, люди, профессионально владеющие навыками фасилитации и командного коучинга, проходившие специальное обучение у иностранных специалистов. Только в этом случае будет оптимально задействован потенциал участников сессии, и вся сессия пройдет максимально эффективно.

Успехов вам и процветания! С вами Игорь Вагин.

Смотрите продолжение этой статьи «Восемь правил эффективного внедрения принятых на сессии решений».