Нет ничего логичнее, чем расспросить самих участников об их впечатлениях по поводу тренинга. Можно просто попросить каждого из них высказаться в конце занятия, либо составить письменное (при желании – анонимное) послание тренеру. Наконец, всегда есть возможность провести анкетирование.

И все же отзыв – не истина в последней инстанции. Бывают, люди в анкете пишут одно, а друзьям и знакомым рассказывают совсем другое. Трубят на каждом углу, что тренинг им ничего не дал, а отзывы от них – замечательные (впрочем, такие анкеты всегда можно использовать для отчета перед начальством компании…). Необходимо знать, чем люди чаще всего бывают недовольны во время тренингов:

«Мы не получили конкретной информации, ответа на свой вопрос». Многие обижаются, когда бизнес-тренер не выдает «готовое» решение их, сугубо личной, проблемы, сложной ситуации, конфликта (например, со сложным клиентом). Но ведь это невозможно! В тренинге участвует несколько десятков человек – и потому можно лишь отобрать какие-то типичные ситуации, а затем проиграть их в бизнес-кейсе и т.п. Решать же каждую конкретную проблему в жизни – совсем другое дело, и в обязанности тренера не входит.

«Мы все это и так раньше знали». Пропасть между знанием и умением огромна. Недаром восточные философы говорят: «Если не умеешь – значит, и не знаешь». Тренинг же помогает (хотя бы частично) освоить новые навыки на практике.

«Все эти упражнения и игры – искусственны и мало соотносятся с реальной жизнью». Разумное возражение, но многие забывают: сделать бизнес-кейс, «заточенный» под их конкретную, практическую проблему крайне сложно. Однако в процессе тренинга им даются определенные алгоритмы новых моделей поведения – инструменты на будущее. И уже от самих участников зависит, как они будут использовать эти инструменты в своем, конкретном случае.

«Теории много, практических упражнений – слишком мало!». Конечно, бывают тренинги с перекосом в сторону теории. Следует по максимуму использовать деловые и ролевые игры, бизнес-кейсы и т.п.

«Проработка реальных проблем, связанных с бизнесом, недостаточно глубока». Но для конкретной работы с реальными проблемами существует коучинг, наставничество, индивидуальные консультации! И участникам тренинга уже после занятия, определившись, стоит заняться индивидуальной работой.

В целом, существует несколько типичных реакций участников на тренинги:

•«Упражнения примитивные, навыки отрабатывались простейшие – так какой в этом смысл? Все это мы и так можем воспроизвести в нашей работе. Мы не услышали ничего сверхъестественного (то есть, не получили «волшебной пилюли», которая сразу все поставит на свои места) – тренинг можно было и не посещать».
•«Все понравилось… Все было интересно. Что конкретно? Пока не знаем, подумаем об этом, когда все уляжется в голове…».
•«Да, кое-что из этого мы уже знали. Но зато теперь в голове сложилась общая система, готовые алгоритмы действий».
•«Кое-что мы знали, но были и новые вещи – хотя и немного. Новые умения мы отработали (идет конкретное перечисление навыков), теперь будем их использовать в реальности».
•«Да, мы узнали много нового и многое поняли».

Памятка по критериям результативности тренинга.

•Отмечается повышение самооценки и веры в себя у участников тренинга
•Хорошее приподнятое настроение
•Некоторые блоки информации врезались в память
•Освоены новые компетенции и навыки
•У участников появилось видение, план, где и как использовать навыки в будущем
•Есть связь полученного материала с прошлым собственным опытом
•И, наконец, есть желание придти в следующий раз на тренинг
•Участники тренинга используют полученную информацию, компетенции и навыки в своей профессиональной деятельности – это главный результат тренинга!