На тренингах я нередко спрашиваю: «Кто такой лидер? Какова его роль? Что он должен делать?». Все ответы можно свести к следующим моментам:

Лидер должен накормить людей: то есть, обеспечить их достойно оплачиваемой работой, вовремя выплачивать им деньги и т.п. Иначе сотрудники просто начнут уходить из команды.

• Лидер должен защищать сотрудников: отстаивать их перед вышестоящими, «грудью закрывать» от нападок других отделов, а порой – и от жалоб, упреков и конфликтов с клиентами.

• Лидер должен создать хотя бы иллюзию справедливости: мол, все в команде находятся в равных условиях, и никто не будет обижен.

Чрезвычайно важно и доверие к лидеру в команде. Появляется оно не сразу (новый «босс» еще должен себя проявить), а вот теряется очень быстро. Но потеря доверия ставит функции лидера под угрозу: люди могут отказаться исполнять поручения, перестают откликаться на мотивационные мероприятия.

Еще лидеров можно классифицировать следующим образом:

1. Аналитик

Этот лидер целиком полагается на логику. Он очень серьезен и неизменно точен. К работе подходит систематизировано, не идет на поводу у эмоций. Его отличает высокая предусмотрительность.

2. Ведущий

Благодаря своей решительности, такой лидер способен к эффективным действиям. Он независим и всегда говорит прямо, без обиняков. К решениям подходит прагматично: практика для него важнее теории.

3. Благожелатель

Такой лидер предан своей команде и неизменно оказывает поддержку ее членам. Он всегда готов к сотрудничеству и компромиссам. Его дипломатичность позволяет решать многие проблемы, а терпение становится опорой в сложных ситуациях.

4. Экспрессивный

Такой незаурядный лидер-энтузиаст отличается множеством талантов и умеет убедительно говорить. Он не прочь поразвлечься со своей командой, с ним легко быть на «ты» – но порой он совершенно непредсказуем!

Кроме того, хороший лидер непременно задействует и неформальные рычаги власти:

• Приятная манера общения (человек, с которым интересно разговаривать);

• Связи (способность помочь членам команды в разных делах – свести с хорошим врачом, юристом, «своим» человеком в госаппарате при возникновении проблем и т.п.);

• Владение информацией: от него сотрудники могут узнать, что будет дальше с отделом и компанией в целом, что происходит в данном секторе рынка, в стране. Разбирается и в других вопросах: иных секторах рынка, смежных отделах компании и т.п.);

• Возможность неформального поощрения (подарки, похвалы, благодарность за работу – например, в виде сувениров, привезенных начальником из заграничной поездки);

• Возможность неформального наказания («отлучение от тела», прекращение неформального общения с провинившимся членом коллектива, препятствия карьерному росту, сложные и неприятные поручения и т.п.);

• Авторитет, который нарабатывается годами, включает одновременно несколько составляющих: профессионализм, умение общаться, имидж, доверие к лидеру, поскольку он отвечает за свои слова и действия, умение брать на себя ответственность в серьезных ситуациях.