Как вести словесные поединки

Словесные поединки

Жизнь не стоит на месте, мы постоянно ведем словесные поединки, переговоры, дискуссии, общаемся на работе и в социальных сетях. В последнее время оппоненты стали чаще использовать следующие приемы.

Прием «Контр вопрос вместо ответа на вопрос»
Пример: «А где вы были, когда... (брали Белый дом, в Москву входили танки, пропали все сбережения россиян, горело Подмосковье и далее по списку)?» - беспроигрышная комбинация. Тем более, если оппонент в этот момент отсиживался за границей, а не летел строить баррикады или тушить пожар. Еще один хитрый ответ на критику: «Я был не прав? А вы чтобы сделали на моем месте?». Защита: попросить оппонента сначала ответить за заданный вами вопрос.

Прием «Иллюзия субъективного восприятия».
Случай из жизни (и не единичный): «ТВ показало, что я кого-то бил? А как это выглядело? Да это ж был монтаж, белыми нитками шитый!», «Это провокация, шантаж, журналисты заангажированы».
Защита: сослаться на источники информации, свидетелей и его желание скрыть информацию. Можно сказать, что все лгут, только он говорит правду.

Прием «Обвинения в продажности, материальной заинтересованности».
Продажность – страшный грех, почему не обвинить в этом оппонента?
«Вы отрабатываете деньги специальных фондов»
«Вы лоббируете интересы транснациональных корпораций»
«Вы купили журналистов, вы купили телевидение» «Вы продажный»
«Ваша партия – проект кремля»
«Вы куплены моими конкурентами, завистниками врагами нашей страны и народа России»
Защита: требовать от оппонента, привести факты.

Прием «Выбора не было, могло быть и хуже».
«Мы вынуждены были пойти на непопулярные меры, другого выхода не было»
Защита: требовать оппонента привести аргументы, а не мнения, говорить,  что могли быть другие варианты.

Прием «Реальность такова, объективная ситуация». Делайте упорна то, что реальность вносит свои коррективы в наши планы, схемы, предложения, и чтобы не предлагал оппонент, говорите, что это все теории.
«Это не мы такие, это жизнь такая»
«Хватит фантазировать, посмотрим на суровую  реальность»
«Будем реалистами»
«Давайте посмотрим правде в глаза»
«Прислушайтесь к  голосу разума»
Защита: согласиться, да реальность вносит свои коррективы,  просить оппонента дать конкретные предложения.

Прием «Ужасное будущее». В этом случае используйте прямое или косвенное запугивание ужасным будущим, которое обязательно последует, если сделать так, как предлагает оппонент. В конце одного ток шоу, ведущий глубокомысленно подвел итог: –Я прожил долгую  жизнь и много повидал. Власть всегда по определению плохая, но я заметил, что все перемены ведут только к худшему.

Примеры:
«Если мы сейчас будем пересматривать итоги приватизации, то мы спровоцируем гражданскую войну, не раскачивайте лодку. Мы все в одной лодке»
«Вы хотите повторить 17 год или 37 год, революцию или репрессии, вы хотите развязать гражданскую войну, вы подумали о будущем своих детей, им нужна стабильность, а стабильность может гарантировать только…»
Защита: сказать, что это его мнение и есть другие мнения. Будущее многовариантно.

Прием «Ссылка на гнетущее прошлое». Настоящие проблемы берут свои начало из прошлого, поэтому их так трудно искоренять. Реплика телеведущего:
– Коррупция это родимые пятна тоталитарной советской системы
и с ней предстоит  еще долго бороться.
– Коррупция была еще во времена Гоголя в России
– В России всегда воровали
­– В России всегда пили
– В России всегда были  династии: царская, красная, коммунистическая, демократическая.
– В России всегда была диктатура
– Во всем виноваты большевики, они привели Россию к катастрофе, последствия которой мы  разгребаем.
Защита: привести примеры, когда с проблемами наследия прошлого было покончено быстро и успешно.

Прием «За народ и по воле народа». Якобы от лица народа делают предложения, предлагают решения, которые выгодны самому оппоненту:
– Мы за народ и поэтому предлагаем…
– Народ хочет, чтобы было…
– Народ знает, что мы за него…
– Народ не обманешь, поэтому он поддерживает нас…
– Мы боремся за интересы простых людей и поэтому…
– Лучшие представители народа за нас.
Защита: это мнение, давайте аргументы, данные опросов. В шутку спросить: «А народ в курсе?» Можно сказать, что вы тоже народ и полномочий ему не давали.

Прием «Кого вы представляете? Кто ваш электорат? Какие социальные слои? Чьи интересы вы озвучиваете: олигархов, чиновников, маргиналов, сторонников оранжевых революций?»
– Это не весь  народ
– Это незначительная часть народа
– Это все лишь 5-7 процентов электората
– Это не народ, это отщепенцы, это кучка маргиналов.
– Кто вам дал право говорить от лица народа? Вы непонятны народу
Защита: сказать, что тех, кого вы представляете, тоже граждане страны, затем спросить оппонента, кого представляет он, имеет ли он право говорить от имени людей.

Помните, что во время словесных поединков формируется ваш имидж. Как  произвести на собеседника выгодное для вас впечатление? Демонстрируйте не только свой профессионализм, знания, но и активность, бойцовские качества, остроумие, непосредственность, юмор и умение держать психологический удар. Покажите, что вы не просто эксперт, но вы еще и практик. Давайте советы, рекомендации, варианты решения в пределах вашей компетенции. Будьте оптимистичным и доброжелательным, и аудитория оценит вас по достоинству. Не забывайте шутить и смеяться, если позволяет формат выступления, переговоров, передачи, презентации.

Прием «Нападки на личность оппонента». Цель этого приема спровоцировать оппонента, вывести его из себя, вызвать растерянность, неуверенность, чувство вины, стыда.
Как примеры: «Вы обманываете компанию», «Вы обманываете клиентов», «Вас видели с мальчиками в бане», «Вы поете под фанеру, обманываете людей за большие деньги», «У вас лицо злое, вы людей не любите, у вас  проблемы с мужчинами или с женщинами», «Вы на митинге были вместе с фашистами», «У вас мама сенатор»
Защита: здесьважно не тратить время на оправдания, а перевести разговор в русло обсуждаемой темы.

Атаки могут быть в разных направлениях:
­– Почему вы лжете?
– Почему вы меня перебиваете. Когда говорили вы, я слушал
– Почему вы злитесь?
– Вы брызжите слюной
– Почему вы кричите, мы не глухие?
– Почему вы не любите  людей?
– Вы один знаете истину?
– Зачем так эмоционально?
– Ответьте на мой вопрос, почему не отвечаете на мой вопрос?
– У нас дискуссия, а не ваша лекция?
– Вы всегда ссоритесь со своими партнерами?
– Вы – аскет, вы хотите заставить всех жить, как сами живете.

Защита: извиниться, если вы вели себя недостойно. Требовать от оппонентов
обсуждать не вашу личность, а тему выступления «Что мы обсуждаем –   меня или судьбу страны?»

Прием «Обвинения в кровожадности». Обвинения оппонента заключаются в том, что он мстительный, жестокий, кровожадный и, придя к власти, уничтожит всех конкурентов.
– Вы аскет и, придя в власти, казните не только своих оппонентов, но и своих партнеров по движению в силу политической целесообразности.
Защита: не оправдываться, сказать оппоненту: «Это ваши  домыслы»

Прием «Давайте по справедливости». Вас убеждают, что это справедливо, не приводя доказательств. Но справедливость это опасный миф. У каждого человека свое понятие о справедливости. То, что справедливо для бомжа – несправедливо для олигарха, что справедливо для продавца – несправедливо для покупателя
– Мы хотим все сделать по справедливости Справедливо будет ….
– Мы за справедливость. Защита. Задавайте вопрос: «По чьей справедливости, моей или вашей?»
Защита: предлагайте оппоненту использовать объективные критерии.

Прием «Приемы смягчения». «Не надо злиться. Надо объединяться и вместе работать на благо страны. Давайте дружно решать проблему, помогать людям» – любимая фраза продвинутых, молодых и улыбчивых политиков. На фоне общей своры это производит приятное впечатление. Мол, все вокруг грызутся как звери, а я, как образованный человек, предлагаю компромисс. Однако такое предложение вполне может быть и ловушкой.

Поиск истины тернист и долог, и слишком упираться в серьезные дискуссии себе дороже, вы будете выглядеть скучным и слишком серьезным. Шутите, пикируйтесь, расслабьтесь и получайте удовольствие от  своих выступлений, как это делают мэтры словесных поединков и телеэфира. Всех, кто участвует в словесных поединках, приглашаю вас на тренинг «Как поставить собеседника на место».