Как спорить с людьми.Нам нередко приходится спорить с начальством, коллегами по поводу различных вопросов, и нужно уметь отстоять свою точку зрения, не вступая в конфликт, а иногда и согласиться с точкой зрения оппонента, если ваша оказалась неправильной.

Много лет назад я учился в ординатуре по психиатрии. Как всегда по понедельникам проходили клинические разборы больных. Нередко на этих разборах возникали жаркие споры. Было интересно наблюдать, как маститые психиатры пикируются в ходе обсуждения состояния больного. Иногда,  срываясь на повышенные тона и  провоцируя этим на конфликты.

Но были и другие, которые умели спорить, не вступая в конфликт. Я многому у них научился.

Помню, как я представлял больного и высказал свой диагноз. Мой учитель, профессор, вежливо спросил меня, есть ли другие варианты диагноза?  Я ответил,  что таковых нет. Он мягко сказал: «Подумайте, Игорь Олегович, не спешите. Какие симптомы не укладываются в ваш диагноз и почему?»

Только позже я понял, как важно уметь правильно задавать вопросы при споре. Да он мог жестко сказать, что я не прав и дать свой диагноз, но он этого не сделал, пытаясь подтолкнуть меня к более объективному восприятию ситуации.

Мы благодарны нашим учителям, которые научили нас, как спорить с людьми по существу, не обижая другую сторону, не наживая себе врагов. Иначе люди становятся раздраженными, а порой и мстительными, особенно в присутствии других, когда вы тыкаете их носом в их собственные ошибки.

Этого вам могут не простить. Хотя, если вы правдолюбец и не боитесь врагов, считая, что у порядочных людей должны быть враги, тогда флаг вам в руки!

Учитесь управлять спорами, если хотите, конечно, конструктивно их решать, а не превращать свою жизнь в подобие передачи Соловьева «К барьеру». Но это – телешоу, там, чем скандал громче – тем лучше, а самые замечательные спорщики  те, которые готовы подраться. Однако такие эмоции хороши лишь на телеэкране. В реальной жизни они только мешают.

Итак, что надо делать?

·  Спрашивать (чтобы узнать о критериях и принципах оппонента, чтобы прояснить неясности и проверить уровень понимания).
·  Внимательно слушать, что говорит оппонент.
·  Основываться на идеях оппонента.
·  Контролировать свои эмоции, оставаясь спокойным.
·  Демонстрировать обе стороны проблемы.
·  Выдвигая тезис, приводить аргументы.
·  Быть кратким.
·  Пользоваться ясным, простым языком.
·  Использовать примеры, аналогии.
·  Привлекать независимых экспертов, доказательства, прецеденты.
·  Твердо высказывать свою точку зрения.
·  Критиковать аргументы человека, но не его самого.

А вот, чего делать нельзя ни в коем случае:

·   Сразу переходить к жесткой критике оппонента.
·   Спорить, придираться по мелочам.
·   Говорить с сарказмом, быть «самым умным».
·   Перебивать, стараясь казаться «самым главным».
·   Заранее объявлять о несогласии.
·   Быть чересчур разговорчивым.
·   Использовать жаргон, непонятные, двусмысленные слова.
·   Говорить абстрактно.
·   Быть раздраженным, агрессивным.

Резюме.То, что люди спорят  — это нормально, весь вопрос, в какой форме. Придерживайтесь правил спора, и вас будут считать умным человеком.