Фасилитация. Мастер – фасилитации. Время профессионалов.

Фасилитация. Мастер фасилитации. Время профессионалов.Шесть ролей мастера фасилитации.

Наше время – время профессионалов, людей в совершенстве владеющими навыками своей профессии. Любители уже никому не нужны. Это стало аксиомой современного рынка консалтинговых услуг в России. Каждая профессия будь-то профессия врача, коуча, бизнес-тренера и даже священника требует целого набора специальных компетенций. Именно набора навыков, так как высокий профессиональный уровень зависит от целого ряда составляющих.

Начнем с компетенций, умений необходимых священнику:
– Послушание. Навык внутренней дисциплины.
– Ответственность за свою жизнь, своей пасты, жизнь церкви.
– Ораторские навыки, умение вести проповеди.
– Коммуникативные навыки. Умение общаться с людьми, понимать людей.
– Стрессустойчивость, умение противостоять стрессам, навыки эмоционального интеллекта.

Врачу, для того чтобы быть профессионалом, нужны следующие компетенции:
– Умение ставить диагноз, осуществлять дифференциальную диагностику.
– Навыка лечебной деятельности.
– Компетенции в сфере реабилитации, профилактики заболеваний.
– Навыки в организационно-управленческой деятельности.

У профессионального коуча свой набор компетенций:
– Установление и развитие доверительных отношений с клиентом коучинга.
– Заключение соглашения и постановка цели на коучинговую сессию.
– Сохранение коучинговой позиции в процессе взаимодействия с клиентом.
– Использование эффективной коучинговой коммуникации.

Есть набор обязательных компетенции и у бизнес-тренера:
– Навыки создания сценария тренинга
– Умение публично выступать
– Осуществлять режиссуру тренинга.
– Навыки фасилитации и медиации.

Существует перечень необходимых компетенций, навыкови и у профессионального фасилитатора. Я их называю ролями мастера фасилитации и выделяю шесть основных ролей.

  1. Врач
  2. Сценарист
  3. Режиссер
  4. Шоумен
  5. Медиатор
  6. Аналитик

Роли фасилитатора на фасилитационноай сессии

Диагноз – ещё не приговор, но уже коммерческое предложение.

Начнем с первой роли – Врач. Хороший врач, прежде чем начинать лечить пациента, проводит тщательное обследование и ставит диагноз. Главная цель врача – понять задачу или проблему, озвученную заказчиком, помочь заказчику четко и понятно сформулировать заказ.

Нередко за задачей, предложенной заказчиком, может стоять проблема, а проблема может трансформироваться в задачу.
Мастер фасилитации может провести организационную диагностику компании: выявить организационную патологию, управленческие ошибки, если есть такая потребность у первых лиц компании.

Проведение диагностического интервью будущих участников сессии – важный этап в подготовительной работе мастера фасилитации, когда анализируются сразу несколько задач: мотивация людей на проводимое мероприятие, анализ понимания сотрудниками целей компании, актуальных проблем в компании, психологического климата в компании и уровня корпоративной культуры.

Заранее обсуждается с заказчиком форма отчета о проводимом мероприятии. Если не провести тщательную диагностику запроса, то можно запороть всю фасилитационную сессию.

Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи: сценарий, сценарий и ещё раз сценарий.
Альфред Хичкок

Вторая роль Сценарист. Цель сценариста – создание подробного сценария сессии, используя оптимальную батарею фасилитационных инструментов для решения поставленных задач. Получив четко сформулированный заказ в результате подробного  обсуждения с заказчиком, мастер фасилитатор тщательно прописывает сценарий будущей сессии, а иногда, и несколько сценариев сразу.

Сценарии прописываются по шагам, тщательно подбираются нужные инструменты фасилитации под решение задач сессии. Как правило, написание подробного сценария начинается с конца. Фасилитатор задает себе вопрос: «Что мы хотим получить в результате  проводимой сессии?» Это могут быть основные идеи, выводы, решения, обсуждаемой проблемы,  четкий план последующих действий по внедрению этих решений, дорожная карта или что-то еще?

Фасилитатор четко расписывает тайминг мероприятия, учитывая время, которое будет уходить на инструктаж группе перед выполнением заданий и на обсуждения после выполнения заданий. Имеет смысл заранее подумать о том, какие могут быть «подводные камни» в процессе обсуждения и подготовиться к ним, чтобы запланированное обсуждение не скатилось в хаос и анархию.

Быть режиссером это все равно, что прожить множество жизней.
Стивен Спилберг

Третья роль мастера фасилитации это Режиссёр (фр. régisseur — «заведующий», от лат. rego — «управляю»). Его цель воплотить задуманный сценарий на практике, решая целый ряд задач.

Осуществить задуманный сценарий на практике, процедурные моменты.
Максимально вовлечь всех присутствующих в процесс обсуждения
Гибко управлять обсуждением проблем, поочередно включая дивергентные и конвергентные модели мышления.
Компетентно отвечать на вопросы аудитории.
Самому задавать стимулирующие вопросы участникам фасилитации.
Давать четкие инструкции перед упражнениями.
Вести конструктивную дискуссию после упражнений.
Стимулировать процесс принятия решений.

Как профессиональный режиссер, фасилитатор режиссирует процесс фасилитационной сессии: следуя разработанному сценарию, он ведет участников обсуждения по заранее расписанным модулям программы, дает четкие инструкции перед выполнением индивидуальных и групповых упражнений. Режиссер управляет ходом дискуссии, ведя ее в нужном направлении, фокусируя внимание участников на главных темах обсуждения, отвечая на вопросы аудитории.

Режиссер старается включить в процесс фасилитации максимальное количество людей, назначая ответственных за определенные функции. Это могут быть следующие персонажи: хранитель времени, хранитель информации, хранитель настроения, хранитель энергии группы, хранитель заданных тем обсуждения.

Режиссер попеременно включает дивергентное и конвергентное мышление у участников встречи, используя латеральное, ассоциативное мышление для повышения креативной активности группы. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье « Секреты профессиональной фасилитации ».

Главная его задача провести процесс фасилитации по своему сценарию, но если это не получается по разным причинам, то гибко отреагировать и быстро разработать альтернативный сценарий сессии. Если фасилитатор с этой ролью не справляется, то сессия может зайти в тупик или полностью провалиться. Подробно я описываю эту проблему в статье «Десять приемов выхода из тупика в процессе фасилитации»

Все мы родом из детства, любим праздники и мечтаем о волшебстве.

Четвертая роль роль Шоумена. Его цель – управление настроением и энергетикой аудитории. Именно шоумен создает безопасную среду для неформального обсуждения главных проблем дискуссии. Фасилитатор, выступая в роли шоумена, умеющего заинтересовать, вовлечь людей в обсуждение, управляет энергией, настроением участников дискуссии.

Особенно ценится создание непринужденной и творческой обстановки, умение рассмешить людей и оживить обсуждение, навыки ораторского мастерства. Творческие вызовы и адекватные провокации существенно обогащают репертуар мастера фасилитатора, как и навыки сторителлинга. Об этом я подробно пишу в статье «Фасилитация и коучинг команды». Энергетика и навыки эмоционального интеллекта Шоумена крайне необходимы для успешного выполнения этой роли.

Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну.
Исороку Ямамото

Пятая роль мастера фасилитации – Медиатор. Его цель управлять спорами, конфликтами, работать с сопротивлением, критикой возражениями. В процессе фасилитационных сессий, когда проблемы чрезвычайно актуальны и задевают интересы людей, находящихся в аудитории, возникают жаркие споры, которые могут привести к конфликтам. И если фасилитатор не владеет ролью медиатора, то можно «потерять» аудиторию, застряв в спорах, увязнуть в конфликтах (читатайте статью «Фасилитация и управление фасилитацией»).

Здесь особенно ценится харизма и авторитет фасилитатора, его способность к самообладанию в напряженных ситуациях, сохранять независимость и нейтральность в конфликте. Не менее важны коммуникативные навыки медиатора: активное слушание, умение убеждать, работа с возражениями, критикой и опыт разрешения конфликтов. Если вовремя конструктивно не решить конфликт, то можно, не желая того, спровоцировать недовольных, явных и скрытых саботажников процесса обсуждения.

Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему.
Бернард Барух

Последняя, шестая  роль – Аналитик.
Его цель: анализ, структурирование информационных потоков, проведение оценки эффективности идей, конструктивное принятие решений, составление конкретных планов действий, а так же оформление отчета о проведенной сессии.
В процессе сессии аналитику приходится помогать группе фонтанировать идеями, собирать и анализировать идеи, строить рейтинг идей, оценивать их значимость.

Конечно, по всем законам жанра фасилитации участники должны сами продуцировать идеи, кластеризировать их, принимать оптимальные решения по решению обсуждаемых проблем. Но когда группа буксует и есть временной цейтнот, фасилитатор может выступить в роли эксперта, предложить эффективные технологии принятия решений или поделиться своим опытом работы с другими компаниями по обсуждаемой задаче или проблеме. Участники обсуждения могут принять советы фасилитатора или нет, но это уже будет их решение.

Все имеет свой конец, закончилась и сессия, пора переходить к написанию отчета, форма которого заранее согласуется с заказчиком.
Я использую структурированную форму отчета, в котором оцениваю как сам процесс обсуждения, так и его результаты. Отчет включает в себя рекомендации по самым разным вопросам различных тем обсуждения.

Сам отчет может обсуждаться с заказчиками и заинтересованными лицами. Это будет надежным мостиком к дальнейшему сотрудничеству с компанией: проведение контрольных сессий, индивидуального и группового коучинга, консультаций в режиме эксперта и проведение тренингов.

Если вы проводите фасилитационные сессии, то рекомендую провести диагностику своих компетенций. Потом оцените в баллах каждую компетенцию – это будет субъективная оценка. Затем попросите ваших коллег оценить ваши компетенции, как фасилитатора, в баллах и подсказать, где нужно провести апгрейд. Желательно, чтобы как минимум три человека оценивали вас. Информация от одного или двух человек еще не объективная информация. Также полезно оценить отзывы участников сессии по модели Киркпатрика.

И не бойтесь совершенства. Вам все равно никогда его не достичь.
Сальвадор Дали

Желаю вам успехов, радости и профессионализма! С Вами ©Игорь Вагин.