Фасилитация и коучинг команды

Фасилитация и коучинг командыКак повысить эффективность фасилитационных сессий и коучинга команды?
Три рычага управления эффективностью.

Одна из серьезных проблем в проведении фасилитационных сессий и коучинга команды – это  колебания или падения уровня энергетики и вовлеченности продуктивности работы в группе, что в свою очередь влияет на эффективность проводимых сессий. Отсюда и недовольство заказчика и самих участников сессии: вроде все собрались, а эффекта нет. Что дальше делать?

Фасилитатор и коуч не только должен уметь целенаправленно вести обсуждение актуальных проблем, он еще должен отслеживать и управлять групповыми процессами, групповой динамикой. Что нужно обязательно отслеживать в процессе проведения сессий фасилитации и коучинга, чтобы процессы были максимально эффективными?

Есть три существенных индикатора, которые определяют эффективность работы в группе:

1. Энергетика группы.
2. Вовлеченность группы в процесс обсуждения.
3. Продуктивность работы самой группы.

Фасилитатор и коуч могут отслеживать эти показатели сами, но могут спрашивать и у участников сессии, какое их мнение о групповой динамике, что происходит в аудитории? Сами участники хорошо чувствуют групповую динамику и всегда могут подсказать фасилитатору, что нужно делать исходя из ситуации.

Динамика уровня энергетики, вовлеченности и продуктивности отображена в графике.

Динамика уровня энергетики, вовлеченности и продуктивности участников фасилитационной сессии

Ситуации могут быть самые разные, а точнее сочетание этих показателей.

Первая. В группе может быть высокая энергетика, но низкая вовлеченность и продуктивность.
Вторая. В группе может не очень высокая энергетика, но высокая вовлеченность.

Но оба первых показателя влияют на показатель продуктивности самой сессии. Если и низкая энергетика, и низкая вовлеченность, то, естественно, будет и низкая продуктивность группы.

Сначала поговорим об энергетике. Уровень ее меняется в процессе проведения сессии. Здесь вступают в силу наши биологические ритмы в течение дня. Если в начале сессии при комфортных условиях она растет, то после обеда начинает снижаться.  На уровень энергетики и вовлеченности влияет целая обойма факторов.

  • Биологические ритмы, никуда от них не денешься.
  • Личность и темперамент самого фасилитатора, коуча.
  • Насколько интересно и ярко проводится фасилитационная сессия.
  • Уровень мотивированности и лояльности участников сессии.
  • Работоспособность участников сессии.

Как повысить энергетику группы в самом начале фасилитации и коучинга?

1. Создать благоприятную атмосферу. Лучше если сессию проводить в большом просторном помещении, где много дневного света, хороший воздухообмен. Хуже нет, если сессия проводится в тесном помещении, освещенном искусственным светом, где еще и душно. У вас обязательно будут проблемы с энергетикой людей. Место должно быть отличное от рабочего для участников тренинга, если это одна компания.

2. Регулярные кофе-брейки. Не затягивайте рабочий процесс, делайте перерывы. 

3. Великолепно срабатывает метод коллективного создания летописи компании: «Этапы большого пути». Этот прием стар как мир, но он работает. Его используют религиозные организации, корпорации, школы боевых искусств. Здесь могут быть задействованы такие инструменты, как легендирование и сторителлинг. Что дает эта методика?

Во-первых, включение эмоциональных ресурсов: переживания побед, успехов в прошлом. Повышается уверенность в себя и в свои силы, а это чрезвычайно важно во время проведения сессий. Людям часто не хватает чувства уверенности в себе, высокой самооценки.

Во-вторых, чувство сопричастность с чем-то древним, великим, надежным, стабильным. Присоединение к нечто большему, чем ты есть сам, что повышает чувство ценности себя.

В-третьих, чувство единства с другими людьми, что часто не хватает современным людям, испытывающим чувство одиночества.

Какие еще приемы реально могут вам помочь для восстановления энергии группы?

4. Предложить участникам поработать стоя. Этот прием я давно использую на своих тренингах. Можно поднять людей на ноги и поработать стоя, но долго передерживать также опасно, 5-7 минут вполне бывает достаточно.

5. Использовать упражнения энерджайзеры. Я использую следующие  упражнения: «Айкидо» – кто кого столкнет с места, «Вороны и воробьи», «Ножевой бой», «Снежки», «Бросание мячей». Упражнения должны быть простыми понятными, с максимальной энергетикой. Будет неплохо, если вы найдете в них смысл, стыкующийся с самой программой сессии.

В процессе проведения сессии у фасилитатора и коуча встает вопрос, как повысить вовлеченность, а  значит и продуктивность участников фасилитационной сессии и сессии коучинга команды.

Но сначала остановимся на факторах, которые снижают уровень вовлеченности участников сессии.

Причины низкой вовлеченности:

  • Люди не понимают, зачем им нужно принимать участие в сессии.
  • Они не знают, можно ли проблемы в компании решить в рамках фасилитационной сессии?
  • Им нужно знать, какой будет его вклад в эту работу?
  • Что участнику нужно будет делать в процессе сессии?
  • Как будет оцениваться его вклад в работу?
  • Как решение проблем компании отразится на его жизни, благополучии, карьерном росте в компании.

Естественно, у участников сессии, а они взрослые самостоятельные люди, со своей картиной мира, со своими ценностями, в голове, рождаются вопросы:

– А зачем мне это нужно?
– Какой мой интерес в участии сессии?
– Что я получу взамен потраченного времени?
– Как это отразится на моем положении сейчас?
– Что мы можем сделать в этой непростой ситуации?

Как фасилитатор и коуч могут усилить вовлеченность участников сессии?

1. Перед сессией или в начале сессии подробно объяснить, для чего им нужно активно участвовать в сессии. Что это даст лично им и компании.

2. Иногда в процессе самой сессии бывает необходимо поработать с участниками на уровне их ценностей. Для этого я использую блок вопросов во время самой сессии:

Первая группа вопросов направлена на выяснение ценностей участия в сессии:

– Что вам даст участие в проведение этой сессии?
– Что вы можете полезного взять из участия в этой сессии?

Получив разные ответы, мы можем понять ценности людей, и одновременно люди сами могут найти смысл неформального участия в сессии.

Вторая группа вопросов будет направлена на выяснение ценностей в решении самих проблем и принятия решений:

– Что даст лично вам решение этой проблемы и принятие нужных решений?
– Как успешное решение, рассматриваемых проблем на сессии, отразится на ваших интересах?

Именно эти вопросы, помогают участникам прояснить для себя очень важные собственные смыслы участия в сессии и решении актуальных проблем. Переживание достижения этих ценностей повышает уровень мотивации и лояльности к компании участников сессии и создает нужную психологическую атмосферу в аудитории. 

Выход на глубинные ценности позволяет включить вовлеченность людей в обсуждение во время сессии, что в свою очередь повышает энергетику людей и уровень их лояльности к самой сессии и компании в целом. Люди должны понимать, какие ценности и смыслы будут удовлетворены в результате проведения сессии.

Как отслеживать и управлять уровнем продуктивности участников сессии.

Какие могут быть причины низкой продуктивности группы?

1. Снижение энергетики группы в процессе сессии.
2. Низкая вовлеченность участников в процесс обсуждения.
3. Не все участники сессии принимают активное участие в сессии.
4. Люди работают не с полной отдачей.

Я выделяю несколько критериев оценки продуктивности. Есть количественные критерии, есть и качественные критерии.

Начнем с количественных критериев:

  • Количество идей предложенных участниками сессии.
  • Динамичное прохождение этапов сессии. Хороший темп работы.

Качественные критерии:

  • Новизна и ценность самих идей.
  • Конструктивность критики имеющихся предложений.

Что нужно сделать для того, чтобы росла продуктивность группы?

С одной стороны, нужно повысить продуктивность самих участников, их КПД, что достигается за счет повышения и удержания энергетического уровня группы и их вовлеченности, которая в свою очередь повышается за счет уровня мотивации с опорой на ценности участников сессии.

С другой стороны, я старюсь максимально использовать весь потенциал группы:

1. Для этого нужно включить в процесс обсуждения максимальное количество участников. Здесь сработает методика «Пирамида», которая подразумевает три этапа:

Первый этап – люди работают индивидуально, пишут свой список предложений.

Второй этап – люди работают в мини группах: два, три, четыре и пять человек. Задача мини группы отобрать 3 – 4 самых ценных предложения.

Третий этап – работают все участники сессии. Представители групп презентуют свои идеи и развешивают их на досках, участники объединяют их в кластеры, придумывают названия, голосуют за наиболее ценные предложения.

Использование потенциала участников фасилитационной сессии для улучшения ее качества

2. Фасилитатор может привлекать отдельных участников группы в качестве своих помощников, предлагая им контролировать ход времени, что-то записывать на флипчарте.

3. Периодически проводить опрос всей группы, если группа небольшая, выясняя мнения участников.

4. Привлекать отдельных участников в качестве экспертов по специфическим вопросам.

5. Задавать креативные вопросы.

Как пример: один из участников наблюдает время, другой следит за энергетикой группы, третий отслеживает вовлеченность в группе, четвертый отслеживает производительность сессии. Если число участников небольшое, то практически каждый дополнительно вовлечен в процесс, периодически играя какую-либо из выше перечисленных.  

Отслеживая и управляя этими тремя индикаторами, фасилитатор или коуч могут значительно повысить эффективность проводимых фасилитационных сессий и коучинга команды, а значит и результативность мероприятия в целом.

Желаю вам результативных сессий и успеха в бизнесе!!! С вами Игорь Вагин

Рекомендую мои статьи по фасилитации и коучингу:

Предлагаю вам сотрудничество в проведении коучинга команды, фасилитационных сессий и стратегических сессий.