Эмоциональный интеллект - важнейший ресурс для руководителя

Эмоциональный интеллект руководителяПоделюсь свом опытом проведенных тренингов по развитию эмоционального интеллекта. Если руководитель обладает высоким эмоциональным интеллектом,то и результат работы руководителя высокий. Теперь попробуем разобраться, какие именно умения, компетенции, навыки наиболее важны для российских управленцев.
 
Я регулярно провожу тренинги «Стресс-менеджмент», «Эмоциональный интеллект руководителя», «Драйв-менеджмент», «Волевой интеллект руководителя» и делаю опросы: какие эмоциональные состояния, чувства, навыки и компетенции особенно нужны сегодня для карьерного роста руководителей, эффективного управления компаниями и ведения бизнеса в России. В опросах принимали участие генеральные директора, топ-менеджеры, владельцы собственных компаний. Перечислю проблемы с эмоциональным интеллектом у участников тренингов в порядке убывания их значимости.
 
• Постоянное чувство напряжения, раздражения и гнева
• Неумение переключиться с работы на семью, после возвращения домой
• Периодическое чувство тревоги, переходящее в состояние уныния, безысходности
• Отсутствие чувства радости, удовлетворенности на работе
• Нехватка состояния уверенности, внутренней силы, веры в себя
• Чувство постоянной усталости, апатии, безразличия
• Неумение диагностировать эмоциональные состояния ключевых сотрудников
• Непонимание их глубоких интересов
• Неумение эффективно управлять сотрудниками
• Неумение мотивировать сотрудников на выполнение срочных и важных поручений
• Неумение поддерживать позитивный психологический климат в команде
 
Как видно спектр проблем достаточно широк, но стереотипен для этого контингента людей. Многие из них подобрали или подбирают психотехники, позволяющие контролировать некоторые свои эмоции и чувства. Кто-то уже проходил тренинги по управлению эмоциями, но у них не было стройной картины развития эмоционального интеллекта и оптимального арсенала психотехнических приемов по управлению как своими эмоциями и чувствами, так и эмоциями и чувствами сотрудников.
 
Среди выделенных ими нужных навыков и компетенций были отмечены следующие:
 
• постановка цели и упорство в достижении поставленных целей;
• управление стрессом и снятие напряжения и раздражения в течение рабочего дня;
• управление унынием и подавленностью, которые возникают в результате ошибок и неудач
• уверенность и решительность, вера в себя;
• умение усиливать  переживания радости;
• сохранение спокойствия в сложных и экстренных ситуациях;
• управление рисками;
• преодоление барьера тревоги и страха.
 
Руководители считают приоритетным в отношении распознавания, диагностики и управления эмоциями и чувствами сотрудников следущее:
 
• мотивация сотрудников и поддержание позитивной атмосферы в коллективе;
• подъем уверенности в себе и активности, самостоятельности у сотрудников;
•  желание у сотрудников с максимальной отдачей трудиться над проектом;
• разрешение конфликтов и пресечение интриг;
• способность распознавать заинтересованность/незаинтересованность сотрудников в работе;
• выявление лжи и диагностирование ее симптомы;
• определение настроения и наличия мотивации персонала, их преданности компании;
• определение скрытых мотивов (интересов) сотрудников;
• утилизация стресса и разрешение критических ситуации;
• выстраивание доверительных отношений с партнерами по бизнесу (клиентами, заказчиками).
 
Что касается прохождения самих тренингов. Результат опроса руководителей показал, что многие из них  рассматривают эмоциональный интеллект как важный ресурс в эффективном управлении персоналом и считают необходимым обучение на тренинге «Эмоциональный интеллект руководителя».
 
Для участников тренинга  важно сбалансированное сочетание практических упражнений, ролевых игр и кейсов для отработки навыков управления собственными эмоциями и эмоциями сотрудников.
 
Живой интерес вызывает разбор конкретных ситуаций на работе и варианты их решений.
 
Руководителей прежде интересуют причины возникновения негативных эмоций, таких как напряжение, раздражение, гнев, немотивированная тревога, уныние, мешающих личной эффективности руководителя и управлению персоналом. Люди хотят научиться тактической работе с негативными эмоциями, но и профилактике причин их появления.
 
Среди основных причин негативных, астенических эмоций могут быть особенности психологического климата в компании, чрезмерная перегруженность работой, наличие в компании людей умеющих провоцировать конфликты, неумение выстроить приоритеты своей деятельности и наладить полноценный отдых с учетом их психофизиологических особенностей.
 
Мой опыт показывает, необходимость тестирования EQ до и после тренинга. Для этого я использую американскую диагностическую систему PDA, которая анализирует динамику личностного развития. Система проста в использовании, быстро проводит диагностику и выдает подробные достоверные и конкретные отчеты. Система оценивает как личностные профили, так и батарею управленческих компетенций.
 
В отличие от других подобных диагностических систем PDA определяет зоны роста личностного и профессионального развития, а также систему соответствующих мотивационных мероприятий.
 
Обучение на тренинге по программе «Эмоциональный интеллект руководителя» великолепно сочетается с моими программами эмоциональный коучинг и коучинг управления персоналом, а результаты оценки системой PDA дают для этоготличный материал, как для тактических, так и для стратегических сессий, анализ осей экстраверсии, выдержки, самоконтроля.
 
Как видно, многие руководители считают эмоциональный интеллект важным ресурсом в эффективном управлении персоналом и считают необходимым проходить тренинг «Эмоциональный интеллект руководителя»
 
Учитесь, развивайте свой эмоциональный интеллект и добивайтесь успехов в руководстве персоналом!